Яндекс.Метрика
Автор:
Владимир Коцюба-Белых
Автор:
Мария Ивашкова
Интервью

Не хочу торговать Богом

Отец Тихон Щербаков о своём взгляде на церковь XXI века и современное общество

6 октября 2023
647

Настоятель Свято-Троицкого храма Тихон Щербаков считает, что для прихожан главное — искренняя вера и желание прийти к Богу, а не строгий дресс-код и наличие платка. // Фото Владимира Коцюбы-Белых

Настоятель Свято-Троицкого храма Тихон Щербаков, известный своей активностью в социальных сетях, поделился своими взглядами на современную церковь и работу с молодёжью, а также рассказал о потребительском отношении некоторых людей к религии и ценности осознанного отношения к вере.

В эпоху быстро меняющихся технологий и сетевых коммуникаций, религиозные деятели ищут баланс между традициями и современным миром. Разумеется, есть определённые обряды, которые остаются неизменными, но вместе с современным миром начала меняться и церковь, в первую очередь, чтобы быть ближе к своим прихожанам и помогать им на их жизненном пути. Один из ярких примеров такого подхода — православный священник Тихон Щербаков, чьи наставления распространяются не только в стенах церкви, но и через социальные сети. Отец Тихон рассказал о своём пути к вере в Бога, потребительском отношении людей к религии и о том, как старается не отталкивать людей от церкви и налаживает контакт с молодёжью.

Из жизни «как у всех» в священники

Вопреки стереотипам, не все священнослужители — выходцы из религиозных семей. Для отца Тихона путь к Богу начался ещё с подросткового возраста, осознанными самостоятельными шагами.

— Семья была не религиозная, как и большинство людей в России. Крещёные и всё, этого достаточно. Никто меня насильно к религии не вёл, поэтому я приходил к этому самостоятельно, через осознание своей греховности. Тогда я ещё не был знаком с храмом, с Богом, но стал задаваться вопросами, почему после греховных поступков меня что-то гложет внутри. Я начал этот путь постепенно.

Поначалу, в детстве я вообще хотел стать фельдшером, а моя мама хотела, чтобы я стал актёром. Я много участвовал в школьной самодеятельности, был творческим ребёнком, и она очень хотела, чтобы я реализовался в этой сфере. Я таких желаний не разделял. В итоге, актёром я не стал, и фельдшера из меня тоже не вышло. Сначала выучился на электромонтера СЦБ, а уже после принял решение пойти в духовную семинарию.

Тогда я уже осознанно к этому шёл, но при этом пытался совмещать обучение с работой и в итоге был из-за этого отчислен за неуспеваемость. После семинарии я уже знал, что Бог есть, но как бы абстрагировался от него, не ходил больше в храм и сосредоточился на своей мирской жизни.

Была хорошая работа и весёлый досуг: клубы, игры в «мафию», очень любил в караоке попеть с друзьями. Но при всём этом веселье и, казалось бы, нормальной жизни «как у всех» я всё равно не чувствовал себя до конца счастливым. И вот, мне позвонили и предложили стать священником. Я сразу бросил всё и согласился. Единственное, о чём жалел, так это о том, что растранжирил такое количество времени, которое мог потратить на что-то осмысленное, на спасение своей души.

После этого, конечно, стал внутренне меняться, бороться со своими страстями. Было одновременно радостно и грустно, ведь нужно было отказаться от прошлой жизни, многие привычные вещи оказались под запретом. Но я не жалею об этом и рад что выбрал правильный для себя путь.

Внутри Свято-Троицкого храма всё скромно и без излишеств. Усилиями прихожан и спонсоров храм постепенно  преображается. Не так давно заменили купола, а также идут активные работы по ремонту алтаря. // Фото Владимира Коцюбы-Белых.

Не хочу торговать Богом

На данный момент, Тихон Щербаков является настоятелем Свято-Троицкого храма города Ревды. Храм построен исключительно усилиями прихожан, на народные деньги. Уютный дворик украшен цветами — плодами трудов одной из прихожанок. Внутри всё скромно, без излишеств, но украшено красивыми фресками.

Крещения в храме проходят бесплатно. Для отца Тихона это принципиальная позиция. Взамен от родителей он требует только одного — понимания, с какой целью они крестят малыша.

— Не все родители вообще понимают, зачем это происходит. Обычно у них один ответ: чтоб был ангел-хранитель, чтобы можно было записки за него подавать, потому что мы русские, или потому что бабушка сказала. Люди приходят в храмы и просто хотят заплатить денег и «быстренько покрестить», беседовать им некогда, молитв они не знают.

Первый вопрос, который я задаю в таких ситуациях — «что вам сделал ребёнок, что вы хотите его крестить?» В этом вопросе я радикален. Я не могу пойти на такое, не побеседовав с человеком, не узнав его истинных желаний или хотя бы стремлений узнать Бога. Да, есть храмы, где нет бесед и можно просто заплатить деньги и без вопросов проведут крещение. Да наш храм нуждается в ремонте, и эти деньги могли бы помочь, но я не буду так делать. Торговать Богом я не буду.

Пусть и не быстро, но храм всё же преображается усилиями неравнодушных людей. В этом году уже удалось заменить купола. Постепенно насущные проблемы решаются.

— Мне очень дорого это место, приятно, что люди строили его сами. Возможно, в будущем появятся какие-то спонсоры, и мы сможем полностью всё отремонтировать, так как мы хотим, как-то украсить. Конечно, Богу отдаётся всё самое лучшее, но дороже нас самих и нашего сердца ничего нет.

Потребительское отношение

Отец Тихон отметил, что в современном обществе отношение людей к религии больше потребительское. С этим нельзя не согласиться. Наверняка каждый может узнать стандартный алгоритм пути в храм: человеку что-то нужно, или у него случается несчастье — человек обращается к Богу, или идёт в храм поставить свечку — человек ждёт от Бога результат. К сожалению, многие относятся к религиозным обрядам скорее как к покупке амулета, или некой защиты от зла и неприятностей. Подобное отношение иногда доходит до достаточно абсурдных ситуаций.

— Вы можете себя свечками всего обставить, вы можете облить себя святой водой, чем угодно, а потом вы выйдете на улицу, и вас переедет грузовик. Помогают не атрибуты, помогает Бог, через нашу веру. А некоторые люди просто для самоуспокоения покупают себе какой-то «аксессуар защищающий» и всё.

Был случай, когда один знакомый мне батюшка освятил человеку машину, а тот после этого попал в аварию. И этот человек пришёл к батюшке с претензией и потребовал назад деньги. Вопрос в непонимании человека, для чего он это делает. Будто он освятил машину и у неё должен был появиться некий незримый панцирь, который бы её защитил от любых повреждений. Это так не работает, работает именно вера человека, а не какие-то купленные атрибуты. Нужно молиться, делать добрые дела, не казаться, а именно быть христианином, вот что работает.

Не выгонять из храма

В обществе давно устоялись строгие традиции посещения православного храма: женщины в платках и юбках, мужчины в брюках. Периодически люди отказывают себе в посещении храма, так как «не одеты по случаю», или боятся получить замечание за внешний вид.

— Есть конечно такие перегибы в церкви, я этого не отрицаю. Некоторые батюшки очень строго следят, чтобы девушки ходили только в юбке и платочках, мужчины обязательно в брюках, рубашках, не в джинсах. Я их не осуждаю за это, но для меня это не так принципиально.

Иногда даже маленьким девочкам надевают платки, хотя по правилам платок носят лишь замужние женщины. Просто у нас устоялись такие традиции, и они неплохие, но я считаю неправильным приходящему человеку сразу навязывать такие правила. Это всё внешнее, а главное то, что внутри. Если человек придёт в храм, я уверен, что постепенно он сам к этому придёт. Не потому, что батюшка так сказал, а потому что появиться внутреннее желание выглядеть подобающе, чтобы не стать центром осуждения, или раздражения.

В нашем храме замечания никто не делает из прихожан, только я. Если пришёл человек в джинсах — пусть идёт в джинсах, если девушка без платка — пусть идёт без платка. Главное, что они пришли к Богу. Потом, может, люди уже оденутся так как принято, начнут ходить регулярно, станут прихожанами.

Внешность — это не главное. У меня была на исповеди девушка вся в татуировках, полностью с ног до головы. И я её исповедовал, мы поговорили, у неё была тяжёлая ситуация в жизни. Конечно, кто-то смотрел косо из прихожан, но я её не выгнал.

В ногу со временем

Также современный батюшка активно использует в своей деятельности социальные сети. Тихон Щербаков считает, что религия должна идти в ногу со временем настолько, насколько это возможно.

В своём телеграмм канале «Любовь спасёт мир» священник делится с аудиторией проповедями, христианскими притчами и историями, поздравляет с православными праздниками, а иногда просто привносит немного юмора и позитива шутками и забавными картинками. Также отец Тихон старается быть на связи с прихожанами, чтобы помочь найти ответы на важные вопросы, поддержать в трудную минуту, или вместе чему-то порадоваться.

— С каким-то негативом по этому поводу я лично не сталкивался. Есть и другие священники, которые активно ведут социальные сети. Такая деятельность приносит свои плоды, приходят новые люди в храм, приходит молодёжь, и это хорошо. Особенно это удобно для молодых прихожан, которые только приобщаются к церкви. Возможно, некоторые ещё не готовы к исповеди, и им комфортнее сначала поделится чем-то в сообщениях, посоветоваться, а потом они уже смогут прийти и исповедоваться в храме.

Конечно, есть критика. Бывают так называемые «тролли», но это просто люди, которым нужно выплеснуть негатив. Я не воспринимаю это всерьёз. Но также есть некоторые священники-консерваторы, которые против такого формата. Я их не осуждаю, это их видение, и я понимаю их опасения. Встречались некоторые батюшки, которые в интернете вели себя не очень достойно и были отлучены от церкви. Но, в целом, я данную практику считаю положительной.

Настоятель Свято-Троицкого храма старается поддерживать контакт с молодёжью и прививать молодому поколению любовь к Богу. // Фото из социальных сетей.

Молодые прихожане

Благодаря современному подходу к церкви, в Свято-Троицкий храм за последнее время пришло немало юных прихожан. Отец Тихон планирует сделать работу с молодёжью более разносторонней, с этой целью в здании рядом с храмом оборудовали небольшой тренажёрный зал, где молодые прихожане могут работать не только над духовной, но и над физической формой. Посещать этот спортзал можно бесплатно.

— В будущем мы хотим найти какое-то помещение для встреч верующей молодёжи, где можно будет собираться, общаться комфортной обстановке. Будем над этим работать. Сам я от молодёжи тоже никогда не прячусь, всегда готов поговорить, что-то обсудить.

Священник не отрицает, что батюшка — это, в целом, хороший психолог, и главная его задача помочь человеку разобраться в себе, пережить какие-то трудности или обрести смысл. Можно долго спорить о том, в каких именно формах правильно, или неправильно оказывать духовную помощь прихожанам. Но разве не главное, чтобы люди просто получали эту помощь, которая даёт им силы менять свою жизнь в лучшую сторону?

Комментарии
Авторизоваться