«Мне бы вернуться назад, я бы заново все прошла!»
Учитель физкультуры гимназии №25 о своей профессии и детях
Каким был ваш учитель физкультуры? Что вы помните об этих уроках в свои школьные годы? Может быть, вам запомнились прыжки через «козла», или упражнения на брусьях? А может быть лыжные занятия? Уверена, нынешним гимназистам будет что вспомнить.
В холле гимназии № 25 меня встречает учитель физкультуры Татьяна Кабанова, и мне становится сложно поверить в то, что стаж ее педагогической деятельности составляет 49 лет, почти половину века! Передо мной стоит подтянутая моложавая женщина с мягкой улыбкой и добрыми глазами.
После окончания Свердловского государственного педагогического института Татьяна Георгиевна, уехала по направлению в Каменск-Уральский, где 18 лет проработала учителем физкультуры. За это время по ее стопам пошли шесть педагогов, выбрав физкультуру своим предметом.
Вернувшись в Ревду, Татьяна Георгиевна пришла работать в 21 школу, так прошло еще 12 лет. А после того, как школа закрылась, ее пригласили в гимназию №25, где она и работает по сей день.
На столе у педагога лежит огромная папка, в которой собраны многочисленные фотографии с соревнований и награждений. Эти страницы хранят победы ее воспитанников и ее собственные награды. Их множество. Всевозможные дипломы и благодарственные письма, грамоты от Министерства просвещения и о присуждении ей звания «Учитель года» — всего не перечислить.
За 20 лет работы в гимназии № 25 под началом Татьяны Георгиевны входили в профессию многие молодые специалисты, начинающие работу. Это Владимир Силенских, Сергей Малышев, Виталий Галиев, Марина Скачкова. Сейчас в Еврогимназии работает молодой учитель Ефим Гридин, который обращается к ней по многим вопросам как начинающий педагог.
— Получается, вы не только педагог, но и наставник?
— Я считаю, что наставническая работа с молодыми учителями просто необходима, ведь начинающему педагогу порой очень нужен совет более опытного коллеги. Помощь бывает нужна в любых вопросах, начиная с описания программы, составления плана-конспекта, по проведению уроков. И когда у молодых педагогов появляются сложности, они обращаются ко мне, и мы вместе со всем справляемся.
— Как вы пришли в педагогику, может быть, мечтали об этом с детства?
— Я училась в школе №6 и примером для меня стал мой учитель физкультуры Владимир Викторович Воронов, я всегда на него смотрела и думала — вот бы и мне стать таким учителем! И моя мечта сбылась.
— Получается, вы имеете спортивное прошлое, расскажите?
— Под влиянием своего любимого учителя с 7 класса я начала заниматься лыжными гонками, была в сборной области. Моим тренером стал Александр Васильевич Ненароков, с которым мы по сей день общаемся. Со сборной области мы ежегодно ездили на всероссийские соревнования в Мурманск, Кандалакшу, Сыктывкар и занимали призовые места. Так что в прошлом я лыжница.
— В вашей семье были педагоги?
— Предшественников не было, я положила начало педагогического семейного будущего и по моим стопам пошла дочь, сейчас она работает учителем физкультуры в 11-й коррекционной школе.
— Чем сейчас занимаются дети, освобожденные от уроков физкультуры?
— Существует обязательная теоретическая часть, если ребенок освобожден на год, то он пишет рефераты на заданную тему в каждой четверти, плюс он присутствует на уроках и получает домашнее задание по учебникам. Нет такого, что если ученик освобожден, то физкультуры для него не существует. Он, как и другие, получает оценку по предмету, только за теоретическую, а не практическую часть. Да, раньше такого не было. Сейчас все иначе, и даже учебники появились по физической культуре, у каждого ребенка они есть.
— Как вы отбираете упражнения для занятий и какие из них самые любимые у детей?
— Упражнения берутся из программы, в ней несколько разделов, например, гимнастика с основами акробатики. Для каждого раздела существует ряд обязательных упражнений.
После уроков я занимаюсь спортивно-оздоровительной работой с учащимися. В школе был создан спортивный клуб, где дети активно тренируются. Учащиеся пятых и шестых классов с удовольствием занимаются баскетболом, старшеклассники — с большим желанием волейболом. Детям очень нравится игровой командный спорт.
— А нелюбимые?
— Я считаю, что не любимых занятий спортом не бывает. Каждый ученик познает азы физической подготовки в школе. И может что-то выбрать для себя по душе.
— Касается ли учителя физкультуры тот большой объем бумажной работы, на который сетуют сейчас многие педагоги?
— Да, касается. Ежегодно приходится вносить изменения в учебную программу по физической культуре. Но, помимо этого, мы должны отслеживать рост ученика по физической подготовленности с 1 по 11 класс. То есть необходимо провести оценку. Это очень интересно — проследить за динамикой развития, проанализировать, в каком году был прирост, а где что-то было упущено. Проводя такой анализ, я обязательно даю рекомендации своим ученикам. На последних уроках в мае все мои дети получили домашнее задание на лето, каждому из них я сообщила над чем нужно поработать, чтобы 1 сентября ребенок пришел и умел выполнять не три раза подтягивания в 8 классе, а все шесть!
— Что такое ГТО и зачем оно вернулось?
— Готов к труду и обороне. Это программа физкультурной подготовки родом из СССР, с некоторых пор принято решение о ее возрождении с целью мотивации спортивного развития. Чтобы каждый ребенок, в силу своих возможностей принимал участие в спортивных мероприятиях, выходил на старт и выполнял те нормативы, которые доступны для его возраста и степени развития.
Но я считаю, что в большей мере это некая дань моде. Ведь все эти нормативы я и так принимаю на уроках.
— Выполняют ли дети нормативы, предписанные в ГТО?
— В целом, выполняют, в меру своих возможностей и с учетом индивидуальных физических способностей. Хотя сегодня дети физически слабые. Им трудно даются силовые упражнения — подтягивание и дистанции в 2-3 километра.
— Насколько советская система физической подготовки школьников отличается от современной?
— Я бы сказала, что сама программа ничем не отличается. Но раньше было три часа физкультуры в неделю, а потом третий час урока убрали, и это очень плохо. С каждым годом дети приходят все более слабые, и нужно наоборот увеличивать количество часов физкультуры в школах. А еще зачастую современные дети ведут малоподвижный образ жизни, плюс по шесть часов сидят на уроках, и если ребенок еще и не занимается ни в какой спортивной секции, то по окончанию школы он не может ни подтянуться, ни пробежать дистанцию даже в один километр — для них это очень трудно.
— Как вы относитесь к плаванию? Раньше некоторые школы ходили на уроке физкультуры в бассейн.
— Плавание прекрасно развивает и дыхательную систему, и мышцы плечевого пояса, но, к сожалению, плавание в школах города у нас не организованно совсем. Раньше, я помню, что ходила, школа № 3, но сейчас и этого нет.
— Проводите ли вы какие-то дополнительные занятия?
— Да, по субботам мы проводим веселые старты, дети нашей гимназии всегда активные участники всех спортивных городских мероприятий. И зачастую мы занимаем призовые места. Нынче веселые старты проводили среди пятых классов, именно игровые. Но и легкую атлетику я бы могла тоже отметить, детям это нравится, и они всегда с готовностью выдвигаются на участие.
— Кто-то из ваших выпускников показал высокие результаты в спорте?
— Конечно. Выпускников спортсменов было немало. Это и Полина Балобанова, и Руслан Багышов, который будет выпускаться в этом году, сейчас он кандидат в мастера спорта по вольной борьбе. Мои воспитанницы каждый год участвовали в соревнованиях, были чемпионками города по баскетболу, принимали участие в чемпионате КЭС-Баскет, всегда показывали отличные результаты. В 2007 году в Нижних Серьгах на межрегиональных соревнованиях мои девочки заняли первое место.
Как-то наши депутаты проводили большие городские соревнования, в них было шесть видов дисциплин: это и лыжные гонки, и силовые упражнения, и веселые старты, и в этих соревнованиях мы заняли первое место по всем дисциплинам! Больше такие соревнования, к сожалению, не проводились, но кубком, который мои дети за них получили, я горжусь особенно.
— Но вы и сами награждены не меньше!
— Я имею высшую квалификационную категорию, конечно, чтобы ее получить нужно потрудиться. Но главная награда для меня, это успехи моих воспитанников. Я собираю и храню фотографии моих детей с соревнований, олимпиад и награждений, это так приятно, для меня это настоящая гордость.
— Что вы думаете про раздельное обучение?
Несколько лет назад мы вводили раздельное обучение. Я занималась с девочками, а второй педагог, Владимир Силенских с мальчиками. И это очень детям нравилось! Мои девочки занимались просто замечательно, они, во-первых, чувствовали себя свободно, без всякой стеснительности, прекрасно выкладывались на уроке, на все сто процентов, и играли, и бегали, и нормативы выполняли. Теперь такого нет, для этого нужны условия и второй педагог. Сейчас дети занимаются все вместе. Но система показала себя прекрасно. Мои девочки много лет подряд занимали призовые места по баскетболу, отчасти, благодаря такому подходу. Ведь мальчишкам необходимо больше движения, больше нагрузки, и когда они тренируются вместе с девочками, то попросту «закрывают» их и не дают в полной мере реализоваться.
— Строгий ли вы учитель?
— Я считаю, что да. В первую очередь призываю к дисциплине. Потому что специфика урока физкультуры такова, что требует организованности. Дети уже привыкли к моей строгости и порядку, прекрасно меня слушаются. Так что с дисциплиной у меня вопрос никогда не стоял.
— Что на ваш взгляд самое сложное в вашей работе?
— Сложности? Да их в общем-то нет. Я до сих пор сама показываю детям все подачи в волейболе, и вообще все элементы наглядно демонстрирую. Показываю броски в баскетбол, хожу на лыжах на уроках. Попаду в кольцо — они мне очень хлопают. Сложно бывает порой с компьютерными технологиями. Приходится изучать новое, но я справляюсь. В общем, стараюсь шагать в ногу со временем.
— А что же самое приятное?
— Приятно, когда мои ученики идут с желанием на урок, я вижу это по их лицам. И понимаю, что все не зря. Дети любят похвалу, а у меня всегда есть для них «волшебные слова». И если я ребенку скажу, какой ты сегодня молодец, то его это так окрыляет и стимулирует. И если я их правильно замотивирую на урок, они очень рады. Я уже всех детей знаю, для меня очень большое значение имеет индивидуальный подход к ребенку. Если ученик слабенький, но справился хорошо и на уроке старался, я его обязательно похвалю, поставлю «5», ребенок радуется и на следующем уроке старается еще больше.
— Что мы все о работе? Расскажите о своих увлечениях
— Раньше я занималась моржеванием, а сейчас мое любимое дело, это сад. Летнее время я посвящаю саду. Выращиваю цветы. Наблюдаю как огурчик растет. Живу на даче с мая по сентябрь. Это моя отдушина.
— О чем вы мечтаете?
— Конечно, о том, чтобы небо над нашими головами было спокойным и мирным. И чтобы дети были здоровы, это самое главное, ведь они наше будущее.
— Вы не пожалели о выбранном пути?
— Нисколько! Мне бы вернуться назад, я бы заново все прошла!