Яндекс.Метрика
Автор:
Ксения Данилова
Интервью

«Концерт — это исповедь и разговор со зрителем»

Певец Эдуард Шакуров — о своих песнях, эстраде и вере

24 февраля 2023
427

Эдуард Шакуров, поэт, музыкант и исполнитель своих песен, мастер музыкальной и поэтической импровизации, настоящий артист с многолетним опытом работы на сцене, на телевидении и радио, а также в кино. А еще это очень разносторонний, вдумчивый и глубокий человек, с тонким и деликатным чувством юмора.

В родном Нижнем Тагиле и в Екатеринбурге с творчеством Эдуарда Шакурова знакомы многие, теперь и жителям нашего города представилась возможность познакомиться с его талантом. Мы встретились и поговорили о музыке, о боге, о том, как рождается песня и о его предстоящем сольном концерте.

Эдуард Шакуров. Фото Владимира Коцюбы-Белых

«Мальчик, ты должен петь»

— На эстраде я с 1976 года, мое вхождение в музыку началось с ДК Строителей города Нижнего Тагила, с вокально-инструментального ансамбля «Красные маки», куда меня, 8-летнего мальчика, сразу приняли солистом — рассказывает Эдуард. — Моими коллегами по ансамблю были взрослые ребята, которые играли на музыкальных инструментах. Это было то самое благодатное время, когда развивалась советская эстрада в формате ВИА и мне посчастливилось попасть туда в таком юном возрасте и получить серьезную подготовку у репетиторов по вокалу и по сценическому движению. Первая моя песня была «В Африке горы вот такой вышины» из к/ф «Красная шапочка» на музыку Алексея Рыбникова. Заниматься вокалом приходилось практически каждый день, позже к этому добавилась игра на гитаре, ударных инструментах и гастроли по России. Дважды вместе с ансамблем я принимал участие во всесоюзной телевизионной передаче-конкурсе «Споёмте, друзья!». Ее ведущими были Татьяна Веденеева и Лев Лещенко. Тогда Лев Валерьянович, помню, подошел ко мне и сказал: «Мальчик, ты должен петь». И вот «мальчик» до сих пор поет. Я был победителем в одной из номинаций очень популярного и престижного в те годы конкурса «Юность комсомольская моя». В те годы запись на единственном в огромной стране государственном телеканале означала моментальную славу. Но я не мыслил себя юной «звездой», как сейчас говорят, а просто думал, что раз вошел в коллектив, то должен петь. Практически каждую неделю были концерты: в полях, колхозах, на заводах… И так до 10 класса — постоянные гастроли и поездки.

Позже была учеба в морском колледже города Таллина, служба в Морфлоте в городе Николаеве в спортроте, где тоже был организован ансамбль. В армии, когда наш отряд отправляли чистить картошку, я по 4 часа пел ребятам под гитару.

После службы Эдуард окончил педагогический институт Нижнего Тагила, успел поучиться на журфаке в УрГУ и связал себя с нижнетагильским телевидением, прервав свою эстрадную карьеру на целых 15 лет. В перерывах между журналистикой и эфирами, сьемками фильмов и рекламой, а также занятием коммерцией на телевидении он продолжал писать песни. Но они, в большей степени, «ложились в стол», потому как продвигать себя в эстраде, дело весьма затратное и по времени, и по энергии.

Вернуться в творчество артисту удалось только в 2003, в виде директора собственного агентства, где он вновь запел, стал писать песни и организовывать мероприятия. А в 2010 году переехал в Екатеринбург, где живет и сейчас.

— Рынок услуг в сфере развлечений стремительно развивался, и, казалось, так будет всегда. Тем более в таком большом и музыкальном городе, как Екатеринбург. Тогда меня пригласил к сотрудничеству директор Дома актера — центральной творческой площадки города. Мероприятий было много и, устав практически ежедневно ездить в Екатеринбург, я вынужденно переселился в этот город, стал приглашенным артистом театра эстрады, выступал на ключевых мероприятиях и на других площадках, где был востребован мой талант.

О песнях

— Я знаю, что ваши песни исполняли звезды российской эстрады.

— Да, я сотрудничал с Иосифом Кобзоном, он исполнял мою военную песню. Сейчас сотрудничаю с «Уральскими пельменями», где в составе творческой команды пишу им песни. И это, как выяснилось, очень серьезное дело. Чтобы твое произведение дошло до зрителя и пришлось ему по вкусу, оно должно быть прослушано, проанализировано и утверждено руководителями, директорами и сценаристами. Что лишний раз подчеркивает высокий профессионализм этого коллектива. При всей внешней простоте и веселости на экране, за шоу «Уральские пельмени» стоит кропотливый, титанический труд.

Эдуард Шакуров — поэт, музыкант, исполнитель авторских песен и мастер музыкальной и поэтической импровизации. Фото предоставлено Эдуардом Шакуровым

— Расскажите, как рождается песня?

— Песня рождается тогда, когда приходит её время. Мучительного творчества у меня не было — пока пишется, я пишу. Сначала идут слова, потом музыка. Бывает наоборот. Есть песни, которые просят написать на заданную тему, как например «Уральские пельмени» и, помимо музыкального решения, надо найти в этой теме что-то смешное. Иногда пишу песни на заказ, мне удается небанально их преподносить. Например, был опыт написания песни для Министерства финансов, налоговой инспекции, есть песня, посвященная «Уралвагонзаводу». Наиболее удачная и в прошлом злободневная — «Короноопус», написанная в стиле Владимира Высоцкого. Много произведений, посвященных России и Нижнему Тагилу — моей малой родине, ставшие популярными у тагильчан. Песня о сыне и посвящение супруге Наталье. Если читателю будет интересно, вся музыка выложена «В контакте» на моей странице.

О музыке и Боге

— Есть ли у вас любимые песни из авторских?

— Это песня «Найдите себе настоящую женщину», она стала ключевой и идет со мной по жизни. Также песня «Колокола России», она прозвучит на патриотическом концерте 23 февраля. Стоит отметить, что во мне живет не только здоровый патриотизм, помимо этого я являюсь православным христианином. Кто-то говорит, «пришел к вере», но я считаю, правильнее будет сказать — пришел в церковную ограду, так как степень возрастания в вере бесконечна. Сегодня говоришь себе, что ты верующий человек, но такое утверждение должно быть протянуто во времени, потому что это путь постоянного совершенствования. Я являюсь журналистом-ведущим прямых эфиров телекомпании «Союз православный» и, кроме того, пою на клиросе в архиерейском хоре. И могу сказать, что пение на клиросе намного сложнее, но и намного благодатнее для внутреннего мира, чем эстрадное исполнение на сцене. Я начал петь на клиросе, когда мне было уже за 40, и для меня открылся совершенно новый мир музыки, многоголосья, полифонии, и это ни с чем не сравнимо, ни с одним эстрадным исполнением. Если на эстраде ты отдаешь, и порой выходишь опустошенным — это факт, так и должно быть, то, когда поешь на клиросе — выходишь наполненным. Там, в храме я заряжаюсь, а на сцене — отдаю.

— Кто из современных исполнителей вам близок?

— Если говорить о жанровости или творческой стилистике, то я пою всех. И Александра Малинина, и Филиппа Киркорова, и Муслима Магомаева и Юрия Антонова, и Григория Лепса, и Николая Баскова. А недавно было выступление, посвященное Владимиру Высоцкому, и зрители, которые слышали оригинал, подходили и говорили, что если стоять спиной, то непонятно, кто поет. Я стараюсь близко подходить к манере исполнения каждого артиста, но все равно преподношу материал в своем ключе. Говоря об авторской музыке, скажу, что ее редко можно услышать, она иногда звучит на телеканале «Союз», на радио «Воскресение», она востребована в узких кругах. Но друзья моего 25-летнего сына знают все мои песни, любят и слушают их.

«В ДК — магия места»

— Почему вы не отправились куда-то и дальше покорять музыкальные вершины?

— Это сложно и с моральной стороны и финансово, ведь популярность равно деньги. Малая родина и семья мне все же важнее, как говорится, где родился там и пригодился. Даже переезд в Екатеринбург был для меня непростым решением. Порой, уезжая в столицу, творческий человек не обретает, а теряет себя. В потоке зарабатывания и погоне за популярностью ускользает желание творить новое, начинается эксплуатация прежних решений под новые обстоятельства. Но нужно уметь должным образом радовать людей. Песня, как малая форма, очень сложное произведение, в три минуты надо уложить столько смыслов и значений, привлечь зрителя, сделав произведение актуальным. И при всей развлекательности эстрадного искусства ты должен взывать к доброму и вечному, что редко встречается у современных исполнителей. Темы некоторых нынешних исполнителей порой даже опасны для подрастающего поколения, и мне бывает сложно объяснить детям, почему та или иная песня попала в топ лучших, хотя в ней поется далеко не о самых хороших качествах человека.

— Что привело вас в Ревду, как вы попали во Дворец культуры?

— Мы познакомились с известным тенором Евгением Шашковым, профессионалом высокого класса, страстно любящим музыку. Наша встреча произошла на эстрадном фестивале русского шансона «Ля-музон» в 2014 году в замечательном «русском» городе Нью-Йорке. Там, как я всегда говорю, Евгений занял первое место, но после меня. И после встречи в Америке я стал гостем мероприятий в ДК Ревды, Виктор Ткачук стал приглашать меня все чаще. Здесь, конечно, необходимо отметить, что я сотрудничал и продолжаю сотрудничать со многими площадками, но именно Ревда стала точкой притяжения. В данное время я являюсь сотрудником ДК, участвую в малых и больших действах этого очага культуры. Без лести отмечу, что это один из лучших дворцов, именно здесь руководству, творческому составу и административной группе удалось сохранить творческий потенциал и продолжать работу с горящими глазами. Сейчас, увы, эстрада, да и вообще концертная деятельность переживает кризис, наблюдается усталость зрителя и высокие запросы, потому что дворец культуры, да и вообще Ревда не были обделены вниманием звезд эстрады. От каждого выступления здесь я получаю нереальный драйв, здесь меня наставляют, подсказывают, критикуют, и я порой ощущаю себя молодым начинающим артистом. Ну, еще и с учетом пенсионной реформы... Универсальные решения и заготовки тут не работают. Чтобы не обмануть ожидания зрителя приходится прикладывать усилия и это радует. Здесь потрясающая магия места!

Эдуард Шакуров с директором конкурса «Ля-Музон» в Нью-Йорке Аллой Сандлер. Фото с личной страницы Вконтакте

Нравится пылесосить и мыть посуду

— Как вы отдыхаете, восстанавливаете силы?

— Не знаю, можно ли назвать отдыхом работу в саду? Я посещаю спортзал, иногда концерты других исполнителей. Провожу время с семьей, с детьми, внуками. Люблю встречи с друзьями, которые тоже без музыки не обходятся — гитара и колонка всегда со мной. Вообще, мой отдых, это смена труда, спасибо Богу за силы и возможность работать. А еще мне нравится пылесосить и мыть посуду.

— Расскажите о предстоящем концерте, чего ждать зрителю?

Концерт будет сольным, его режиссером является Юлия Бычкова. Первая часть — это авторские произведения, я называю их песни-размышления. Это то, что уже звучало и полюбилось зрителю, например, песня «Найдите Женщину», которая исполнялась в Нью-Йорке и была написана специально для конкурса. Будут привлечены и творческие танцевальные коллективы, естественно, балетная группа. А вторая часть концерта это, как я называю, «научно-популярная» эстрада, попытка отдать должное каждой звезде российской сцены и исполнить их песни в своем ключе, со своей подачей, за что я порой получаю упреки даже от коллектива. В силу своей природы я невольно сочиняю в песне слова, пишу новую мелодию для песни, хотя кто-то называет и это импровизацией и говорит, что это допустимо. В общем, стараюсь быть ближе к оригиналу, но давать свои интонации.

— Поделитесь своими ожиданиями от концерта.

— Хотелось бы, чтобы он не прошел бесследно, чтобы такие встречи стали регулярными — это в большей степени просьба к самому себе, ведь творчество — это то, что дается свыше, невозможно заставить себя сесть и писать. Зритель всегда чувствует фальшь. А главное для меня — совершенная радость зрителя. Надеюсь, мои песни найдут своих слушателей, и они не будут разочарованы. Я очень хочу, чтобы человек, пришедший на концерт, получил радость, наполнился, изменился. И стал лучше.

Комментарии
Авторизоваться