Яндекс.Метрика
Автор:
Андрей Агафонов
Интервью

Гонка длиной в 32 года. Николай Крылов — о буднях и тяготах автомодельного спорта в Ревде. И о его светлом будущем

Инженер НЛМК и педагог Станции юных техников стал новым участником проекта "Стальное дерево"

16 июня 2021
401

Благотворительный фонд «Милосердие» и НЛМК-Сорт выделят 300 тысяч рублей на современное оборудование для изготовления автомоделей. И это вдохнет новую жизнь в секцию Николая Аркадьевича. Ведь он и его воспитанники — единственные оставшиеся представители трассового автомодельного спорта в области.

Николай Крылов своими руками собрал трассу для гонок автомоделей. Ее протяженность 25 метров. И на трассе 10 вольт постоянного тока. Фото Владимира Коцюбы-Белых

От простого к сложному

Так уж сложилось — понятие «Станция юных техников» постепенно как будто бы уходит в прошлое. Сейчас в Свердловской области осталось всего лишь пять СЮТов, хотя еще в начале 2000-х их было несколько десятков. И печально, что вместе со Станциями «погибают» детские технические направления, которые в советское время считались популярными.

Секция «Трассовый автомоделизм» в ревдинском СЮТе — теперь единственная в области. По крайней мере, только автомоделисты Ревды еще выступают на каких-то соревнованиях и пытаются развиваться. Во многом все это благодаря их руководителю — Николаю Крылову. 32 года назад он устроился на метизно-металлургический завод (сейчас НЛМК-Урал) и работает там по сей день инженером-электриком. И 32 года назад Николай Аркадьевич возглавил секцию автомоделизма, где раньше был учеником. Вот так, все эти годы, в его жизни было два любимых дела — завод и СЮТ.

— На Станцию юных техников я пришел, когда учился в 6 классе. Сначала увлекся авиамоделированием. Потом увидел, что есть кружок, где делают автомобили. Мне это ближе по душе, поэтому перешел сюда. До 1989 года я был учеником. Прошлый руководитель секции — Сергей Григорьевич Новиков — уходил с должности. И мне сказали, мол, не желаешь возглавить? И в декабре я устроился на полставки в СЮТ. Тогда думал, что буду и дальше машинки клепать. Но ситуация оказалась другой. Понял, что если я делаю автомобильчики, значит дети не делают автомобильчики. Пришлось свои умения перенаправить на создание методических материалов, чтобы ребята начали делать эти модели. С тех пор моя задача — рассказать, показать, научить.

— Я смотрю, у вас тут есть машинки из дерева, из картона, из пластика. Дети сами выбирают, какую автомодель делать?

— Это, скажем так, стадии обучения. Сначала ребята учатся делать из дерева, из картона. Такие довольно грубые модели, и без моторчиков. Потом начинают собирать ВАЗ-восьмерку. Как правило, к концу учебного года уже ее могут сделать. Дальше детали становятся сложнее. Текстолитовая рама, другой мотор. Да и автомобили, благодаря этому, начинают ездить быстрее. Процесс обучения постепенно усложняется всегда, ведь принцип «от простого к сложному» никто не отменял.

— Дети справляются?

— Современным детям автомоделизм дается сложнее. Нам в детстве, к примеру, пайка легче давалась. А сейчас с паяльником катастрофа. Им нужно запомнить три элемента — кислота, паяльник, олово. Они слушают, кивают. А на следующее занятие приходят — будто и не слышали. Снова приходится объяснять. Со штангенциркулем работать не могут. Ведь чтобы сверло взять нужного диаметра, надо что? правильно, померить штангенциркулем. Они слушают, но не слышат.

— В чем причина? Много на что отвлекаются? На телефоны, например.

— Есть такой термин «клиповое мышление». Дети сейчас смотрят много видеоматериалов, особенно развлекательных роликов, где все очень быстро, короткие кадры, как в рекламе. Они из-за этого быстро схватывают, но быстро забывают. Это транслируется и в обыденную жизнь. Главное, что у детей все равно есть заинтересованность в автомоделизме. Ведь же приходят, занимаются. Да, некоторые уходят, особенно когда переходят в старшие классы. Там уже другие приоритеты у них. А пока у них есть интерес, надо работать. Подстраиваться под современную ситуацию и учить.

— В любом случае, это же важно, чтобы ребенок делал машинки своими руками.

Цитата

— Конечно! Я могу за него построить. Но какой в этом смысл?

Чем дальше, тем дороже

Важно пояснить, что суть секции автомоделизма не только в построении машинки. Надо сделать так, чтобы она поехала. Для этого собственноручно Николай Аркадьевич с делают колеса. Собирают рамы, корпуса. Ставят на модельки моторчики и шестеренки от соленоида. Ну а потом этот автомобильчик выходит на специальную трассу, чтобы участвовать в гонках. Так что, это не просто кружок рукоделия. Это настоящее спортивное объединение.

— Тут тоже есть одна проблема — это нежелание очного соперничества. Вот в компьютерной игре они играют с кем-то, лица его не видят, проигрывать не стыдно. А трасса — это очная гонка. У нас в конце занятия всегда тренировка. Они могут сидеть, модели делать, а как на трассу, так «не хочу». А ездить-то надо. Кто начинает и справляется, с тем едем на соревнования.

— Я так понимаю, тут возникает еще одна трудность. И, как мне кажется, она самая главная — финансирование.

С комплектующими всегда есть проблемы из-за недостаточного финансирования. Поэтому используют все, что есть. А новое оборудование позволит делать новенькие корпуса из пластика. Фото Владимира Коцюбы-Белых

— Да, без финансирования очень трудно. Трассовый автомоделизм, как детский спорт, шагнул очень далеко. Там все настолько технологично! Поэтому на всероссийских соревнованиях мы выступаем статистами и редко попадаем в призы. Ведь автомодели нужно из чего-то делать. Там очень много расходных материалов. И чем дальше идет время и прогресс, тем они становятся дороже. Что-то мы делаем из того, что уже есть. Что-то выделяет Станция. Что-то покупаю на свои средства. За счет этого и держимся. Ну а соревнования... Даже если мы в серединочке где-то, все равно это большой опыт.

— Что у вас есть сейчас из необходимого для работы кружка оборудования?

— Компьютеры есть, программы тоже — идея такая, чтобы к 5-6 классу ребенок мог взять чертеж и начертить по нему 3D-модель. С некоторыми уже пробуем, что-то печатаем кустарным способом. Также у нас сверлильный, токарный, заточной станки, тесы, напильники. Это минимальный уровень для слесарных работ.

Принтер в помощь

Проект «Стальное дерево» помогает реализовывать социальные гражданские инициативы. Николая Крылова уже давно уговаривали поучаствовать — он и работник предприятия, и помочь родному автомодельному спорту хочется. И вот — решился. На средства от проекта (300 тысяч рублей) Николай Аркадьевич планирует закупить в секцию 3D-принтер и 3D-фрезер для печати комплектующих автомоделей.

— С помощью 3D-принтера можно печатать кузова для машин. Можно делать детали в 2D, отдельно, чтобы ребенок их потом склеивал. Работает это все довольно просто. Создаешь 3D-чертеж, например, колеса, и отправляешь его на печать. Как в простом принтере. Только тут нагревается пластиковая нить, расплавляется и послойно выращивается заданная модель. А принтер пишет — потребуется 2 метра прутка и 10 минут для печати. С помощью 3D-фрезера можно из фанеры или стеклотекстолиты вырезать комплектующие. Выпилить раму, к примеру. Два часа убить на чертеж и за 15 минут вырезать все детали. Там такой же принцип, как у принтера, — задаешь программу, он выпиливает по контуру. Потом остается только собрать.

— Расходники для 3D-принтера дорогие?

Цитата

— Килограмм пластика стоит порядка 1500 рублей. Н учебный год надо примерно два кило. Это не особо дорого. Но все равно надо покупать текстолист, детали из латуни, шестерни, моторчики. От этого никуда не деться.

— Новое оборудование упростит создание автомоделей?

— Принтер и фрезер позволят делать быстрее и точнее. В рукопашную ребенок будет месяц выпиливать раму из стеклотекстолита. Но от начальных стадий подготовки мы все равно не уйдем. Пока дети через них не пройдут, у них ничего не получится. 3D-технологии не должны вытеснить ручную работу. Поэтому с ними будут работать ребята 2-3 года обучения.

Мини-Формула 1

Пока мы сидели и общались за столом, за станками скрывался еще один главный герой секции автомоделизма — трасса. Четыре рельсовых дорожки на внушительном извивающемся каркасе. А эта трасса для автомоделей — единственная в области.

— Я ее изготавливал сам. Мы потратили год времени и построили трассу. У нас была старая, с абразивным покрытием, не ровная. Современные модели по ней просто не ехали. Эта трасса 25 метров, 4 дорожки, на них 12 вольт постоянного тока. К ней подключены компьютеры со специальным обеспечением, которые, с помощью датчиков, с точностью до тысячных долей секунды считывают время прохождения круга.

— Да тут настоящие гонки можно устраивать! Это ж мечта любого пацана в детстве.

— На гонках трассового автомоделизма принцип, как на «Формуле 1». Сначала квалификация. Каждый гонщик поодиночке проезжает несколько кругов. Компьютер группирует сильных в один состав, слабых — в другой. А дальше гонщики уже в своих группах едут. Только здесь не важно, за какое время ты проехал нужное количество кругов. Тут смотрят, сколько кругов ты проехал за 5 минут. У одного может получиться 120 кругов, у другого 115. А кто-то может поломаться во время гонки. На трассе в 35 метров машинка может развить скорость до 48 км в час.

— И как ей управлять?

— С помощью специального электронного пульта. Он подключается к той дорожке, по которой едет модель. У машины снизу есть токосъемник, он вставляется в паз. Дальше автомодель движется по трассе по этому рельсу. Гонщик с помощью пульта управляет напряжением. Это позволяет снижать или увеличивать скорость движения машины. Это важно, к примеру, на поворотах. Если не сбросить, можно вылететь. Твою модель поставят обратно, но ты полкруга уже потеряешь. Также на пульте можно выстроить настройки, чтобы машинка не буксовала, чтобы ее не заносило.

Николай Аркадьевич уже 30 лет преподает на Станции юных техников. И за это время сам до конца не собрал ни одной модели. Все делает вместе с детьми. Фото Владимира Коцюбы-Белых

— Да как вообще за этим уследить?! Машинка маленькая, едет быстро. А если еще и соперники есть...

— Пилот всегда едет на грани. Если медленно движешься и аккуратно, проигрываешь. Если слишком быстро, тоже проигрываешь. Важно смотреть, где затормозить перед поворотом, зайти на него с нужной скоростью, где максимально ускориться по прямой. Мастерство тут тоже нужно. Это технический вид спорта, который закаляет во всех направлениях. Где ты работаешь со станками, инструментами. Как ты сделал модельку, так она и поедет.

Шаг вперёд

— На соревнования часто ездите?

— С 1995 года мы не ездили на гонки, так как связи были утеряны. А до этого очень неплохо выступали. Даже чемпионами области были. В 2005 году случайно нашли номер телефона человека, который проводит соревнования по трассовому автомоделированию в Копейске. И впервые после большого перерыва туда поехали. Последний раз ездили на Кубок Урала в Челябинск 17 и 18 апреля. Привезли два командных третьих места, одно второе и одно третье место в личном первенстве взяли ребята.

Цитата

Честно, не верилось, что выиграем что-то, потому что был перерыв в два года из-за пандемии.

— Какой из кубков для вас самый важный?

— Наверное, последний. Ну и еще третье место в 2007 году в Копейске. Мы приз-то взяли, но организаторам не выделили деньги, поэтому наград не было. Я подошел, говорю, может у вас есть какой-нибудь старый кубок? Три года не побеждали! Хочется же что-то привезти в Ревду. Они нашли, дали. И этот кубок для меня самый ценный. Мы с тех пор стали регулярно попадать в призы.

— В СЮТе вам пришлось стать педагогом, хотя вы инженер по образованию. Нужно постоянно делать методики и документы. Есть проблемы с финансированием. Постоянно приходится что-то придумывать, чтобы удешевить сборку моделей. На фоне всего этого вам никогда не хотелось просто взять и перестать заниматься автомоделизмом?

— Иногда были мысли — а зачем мне это? Ты будто занимаешься выкручиванием рук самому себе, чтобы продолжить учебный процесс. Но если бы мне это не нравилось, я бы не занимался. Да, я шумлю, бухчу на своем уровне, что надо это, надо то. Но когда я вижу, что у детей что-то получается, когда вижу горящие глаза ребенка, потому что он собрал машинку и она поехала, эти мысли пропадают. Я разделяю его радость, потому что всегда прохожу этот путь вместе с ним. А сейчас, если у нас все получится с 3D-оборудованием, это будет большой шаг вперед. Мне нужно будет научиться на нем работать, передать эти знания детям. Старшие ребята уже жаждут поработать на них. Так что, это развитие. И все у нас еще впереди.

Комментарии
Авторизоваться