Фестиваль мира и добра. Ревдинские музыканты Татьяна Тарасова и Алексей Чернышев побывали на фестивале в Мариуполе и делятся своими впечатлениями
С Алексеем и Татьяной я встречаюсь в музыкальной студии Центра по работе с молодежью, чтобы поговорить о творчестве, о фестивале, о войне и мире, о жизни в целом и о мариупольской весне, в частности.
В прошлом году Татьяна и Алексей познакомились в интернете с Еленой Ковалюк, поэтессой из Новороссийска. Стихи Елены посвящены женам солдат и офицеров, участвующих в СВО, тому, как эти женщины ждут своих мужей с фронта и мечтают о мире. Ее творчество отозвалось в сердцах наших музыкантах и у них сложился некий тандем, позднее переросший в дружбу. Но обо всем по порядку.
А первой их совместной работой стала песня «Женщины в кителе» — Елена прислала стихи, Алексей написал песню, а Татьяна ее исполнила. Получилось очень пронзительно.
А спустя время Елена предложила музыкантам вместе поехать на фестиваль «Звезды над Донбассом». «У нас уже есть песня, мы напишем еще» — сказала она. И снова прислала стихи. Так родилась песня «Матери России». Аранжировку делал ревдинский музыкант, композитор Виктор Столбов.
— И пока мы думали, ехать или нет, оказалось, что фестиваль будет проходить в Мариуполе, изначально мы этого не знали, — рассказывает Татьяна. — Но в итоге именно это и стало решающим фактором. Мы поняли, что в Мариуполь нужно поехать обязательно, тем более с нашим репертуаром. Наверное, это то, ради чего мы все и писали. И мы решились.
Сама писательница 20 лет прожила в Мариуполе, окончила там школу, и ей очень хотелось не только побывать в родных краях, но и вживую познакомиться с новыми друзьями из Ревды. Так все и вышло.
Жили наши музыканты в Урзуфе в пансионате на берегу моря. Каждый день автобус возил их выступать на разных площадках Мариуполя и Донецка.
— В первую ночь мы проезжали Мариуполь, жуткое зрелище, — вспоминает Алексей. — Эти обгоревшие здания с черными дырами вместо окон — я четко запомнил. Там до сих пор стоят посты, летают вертолеты, везде проверяют документы. Конечно, сейчас нет такого, что все грохочет и гремит, но военные везде ходят в «брониках» и охрана усилена, особенно в местах большого скопления людей. Вокруг города блокпосты. Заехать и выехать можно только через них. Есть и полигоны, иногда оттуда «бахало», но нас сразу успокоили: все нормально, вы не бойтесь, это бывает.
Алексею и Татьяне довелось познакомиться и пообщаться с местными жителями, с теми, через которых прошла война, впиталась, проросла и оставила след.
—Мы живем очень хорошо. Когда наши жители жалуются, говорят о том, что в нашем городе и в нашей жизни что-то не так, они неправы. Да у нас все отлично просто! В сравнении с тем, что происходит там. Идешь по городу — вот у человека нет ноги, а у того нет руки. Люди после ранений, а таких немало, радуются самым простым вещам, верят в то, что все будет хорошо.
— В Мариуполе мы встретили гитариста, у него не работали правая нога и рука. Он предлагал хороший инструмент, и я спросил, а сам-то чего? И он рассказал, как провел 56 дней в подвале и перенес инсульт. Сколько не пытался, восстановиться не удалось. И весь инструмент теперь продает. А по разговору понятно, что он профессионал. И еще он сказал: зато сейчас мы в России.
Всего за шесть дней фестиваля прошло около ста мероприятий. В них участвовали и художники, и писатели, и поэты, ученые, музыканты. Вот проходит концерт, а там что-то другое, здесь презентация книг, а там какие-то лекции, мастер-классы.
— Это очень масштабный и познавательный фестиваль с насыщенной программой. И у нас была возможность запросто пообщаться с режиссером из Москвы. Или с писателем из Питера. А вот стоит такой интересный старец с посохом, мы спрашиваем: «Ой, а кто это такой?», а нам говорят: «Вы что не знаете, это Логинов Святослав Владимирович, известный писатель, он публикуется с 50-х годов». А потом мы с ним стояли песни пели, он нам стихи рассказывал и зачитывал выдержки из своих фантастических романов.
Истинная творческая тусовка, обмен опытом и никакого пафоса. Второй продюсер Григория Лепса, автор песни «Натали», Евгений Кобылянский читал лекции на тему шоу-бизнеса и авторских прав, с ним наши музыканты тоже успели пообщаться. Получается, завели творческие знакомства?
— А как же! — радостно восклицает Татьяна, — Дмитрий Четвергов! Первая рок-гитара нашей страны — так его называют. Хороший сильный музыкант. Там мы с ним и познакомились. Это настоящее творческое начало, и оно бурлит, кипит и живет. Чувствуется поддержка от незнакомых людей из других городов и нет никакой ревности, нет соперничества. И никто не интересуется чужими наградами, званиями, там только творчество, дружба и мир. Мы немного переживали за свой уровень и исполнение, но оказалось напрасно, все были равны каким-то совершенно естественным образом. Вот Дмитрий Четвергов выступал первым, мы вторыми и жили мы на одном этаже. А еще рядом продюсер Григория Лепса. И не было никакой звездности. Это очень понравилось
— А еще мы там песню написали, — добавляет Алексей, — В первый же день. И там же ее и исполнили трижды. Песня «Мариуполь» на стихи Елены Ковалюк. Когда к Ростову подъезжали, она сказала, что новые стихи написала, я читаю: оп-па, интересно, интересно… а гитару не достать было. И вот когда уже доехали, я написал музыку. «Премьера» состоялась уже через день. Перед ранеными бойцами в госпитале.
После завершения официальной части открытия фестиваля музыкантов повезли в выставочный центр, там была организована выставка фронтовых художников и фотографов «Жены героев». И по предложению учредителя фестиваля, эту выставку открывали Татьяна и Алексей песней «Женщины в кителе», с которой и началось их совместное творчество с Еленой
— Таня пела, я играл на гитаре. И на двух больших экранах фоном демонстрировали клип к песне. В нем переплетены кадры из фильмов о Великой Отечественной войне с фотокадрами жен участников СВО в кителях своих мужей. Это было наше первое выступление. Очень тяжелое.
— Я посмотрела в зал и увидела, что люди плачут. И было очень сложно сдержаться самой. Женщины плакали. Те самые женщины, которые когда-то снялись для проекта «Жена героя», эти фотографии тогда транслировались по всей стране.
На этой выставке присутствовали солдатские матери, звучали стихи и трогательные письма матерей своим сыновьям, в том числе тем, которых уже нет в живых. Письма-посвящения, которые так трудно дочитать.
— Я эту выставку не мог и до середины пройти. Меня просто накрыло, я ушел. Ну, невозможно, правда.
А Елена Ковалюк пообщалась и даже обменялась телефонами и адресами с некоторыми матерями героев.
— Я думаю, однажды мы выйдем с этими сильными женщинами на связь, — говорит Татьяна. — Зачем? Пообщаться, может мы еще какую-то песню напишем. Возможно, о ком-то конкретном. А вообще, важно сохранить эту память, и эту боль, чтобы потом о ней рассказать, чтобы помнили. А еще я думаю, мы туда вернемся.
А на следующий день Алексей совершенно случайно попал в добровольческую агитбригаду. Взял гитару и поехал с ними один в Донецк.
— Вот там уже неспокойно. Бывает, что и прилетает. В донецких госпиталях мы выступали перед ранеными бойцами. Первый раз я поехал один с бригадой, женщин сказали не берем, но в итоге мы их уговорили. Познакомились там с исполнителями из Москвы, Питера, такие все авторы, писатели, артисты и тут мы вот из Ревды с ними тоже. Пять человек нас было. В дороге договорились, что от каждого по пять песен. Я совершенно не знал, что именно буду петь, поэтому пошёл четвертым. А за это время посмотрел, что ребята исполняли и сориентировался.
Спрашиваю, а приняли то как. Помолчав, Алексей отвечает:
— Да круто они принимают. И становится ясно, что это надо им как кислород. Они благодарны. О них помнят и это своего рода поддержка. Они не одни, не забыты. Россия за ними и им важно это знать.
В госпитале Алексей познакомился с танкистом Серегой из Донецкой области. Серега рассказал о том, как попал в госпиталь, как два танка подбили, в одном все погибли, а во втором выжили, хоть и были ранены.
— Аппарат Елизарова на ноге у него. Веселый, добрый парень. Домой, говорит хочу, дома жена и дети маленькие.
В другом госпитале пообщался со штурмовиками. Поговорили с ними, смеются парни, а в глазах грусть, ведь скоро опять возвращаться назад. Немного подлечатся и обратно.
Многие бойцы лежат в госпиталях по несколько месяцев. И немного отвлечься музыкой для них как глоток свежего воздуха. Под выступление рокера Дмитрия Четвергова молодые парни особенно «колбасились». Для них это отдушина, настроение, эмоции.
— Организаторы нам так и сказали — им надо повеселее. Зажгите! — вспоминает Алексей, — А сами ребята попросили — материться можно, только грустные песни петь не надо. Нам было важно поднять их дух, вот этим мы и занимались. Справились на все пять. Жару, конечно, дали. Боевой дух подняли, как и планировали. Офицеры там тоже были, их сразу видно. Но фотографировать и снимать нельзя. Нам запретили это сразу строго настрого.
А еще на фестиваль приезжал с развлекательной программой клоун из Осетии. Ребят в команде было трое — клоун Афоня, поэт Асланбек и фотограф-видеограф Злата. Там они были уже не впервые. И тоже ездили к солдатам в госпиталь. В этом жанре клоун Афоня был один на весь фестиваль.
Нашим музыкантам с Еленой Ковалюк удалось побывать в школе №15 Мариуполя, той самой, в которой училась поэтесса, там они выступили для подростков. И девчонки, сидящие в первом ряду, знали слова и пели «Женщины в кителе» вместе с Татьяной. А когда она спросила откуда они знают песню, выяснилось, что ребята — участники конкурсов патриотической песни и просто нашли ее в интернете и выучили.
Заключительный концерт фестиваля проходил в центральном парке Мариуполя. В современном и очень красивом месте на берегу моря, где когда-то все было изрыто окопами и искорежено техникой, Алексей Чернышев исполнял песню «Матери России, написанную на стихи Елены. Попросили послушать новую песню профессионального оперного исполнителя из Питера Сергея Зыкова, который ездит с концертами по Донецку и Луганску. Он сказал, что ему очень понравилась песня и он бы с радостью ее исполнил.
— Так что еще одна наша песня «пошла гулять». И это здорово, — улыбается Татьяна. — Мы отправили ее ему и попросили, прислать нам ссылочку на запись с будущего исполнения. Его голосу она очень подойдет, у него шикарный баритон — колоритный и «правильный».
На прощание спрашиваю музыкантов о том, чего бы им хотелось дальше в творческом плане, и Алексей отвечает:
— Нам после этой поездки пожелать чего-то большего уже сложно, только если не останавливаться и расти. А так эмоций хватит на всю жизнь.
А мне хотелось бы пожелать этим скромным, талантливым и душевным людям, чтобы в их жизни были новые фестивали, творческие проекты, интересные знакомства. И чтобы звучали песни. О Родине и о матери, о добре и мире, но главное, чтобы все-все эти песни были с хорошим концом.