«Чтобы выросли честными. А вырезать сами научатся»
О родителях, о детях и о непростой работе — рассказывает воспитатель Ульяна Целищева
Своего первого учителя, наверняка, помнят многие. А помните ли вы своего воспитателя из детского сада? Какой была та женщина, которая в отсутствии мамы читала вам сказки, заботливо укрывала одеялом и потеплее завязывала шарфик?
Мы встретились и пообщались с Ульяной Целищевой, воспитателем детского сада №46 и узнали, как проходят будни дошколят и их педагога.
С Ульяной Алексеевной мы встретились на детской площадке в жаркий летний полдень, когда мальчики и девочки, устав познавать мир, улеглись на сон-час в свои маленькие кроватки.
По образованию Ульяна Целищева учитель начальных классов. Но в школе №4 она проработала недолго, выпустила четвероклашек и ушла в декрет. А когда пришло время выходить из декрета на работу, оказалось, что детей в садик не берут — в то время с этим было сложно. Но действовало правило: если в детский сад приходил работать новый воспитатель, то его ребенка автоматически зачисляли в группу, если была такая необходимость.
— Вот так я и оказалась здесь — улыбаясь говорит миловидная женщина с добрыми глазами, — Можно сказать, это случайно вышло. А потом я здесь сколько-то проработала и мне очень понравилось, даже больше, чем в школе. И я осталась. С тех пор прошло 15 лет.
— Педагогика — это семейное дело?
— Моя бабушка всю жизнь работала заведующей в детском саду, сестра стала учителем русского языка. Но у меня как-то сам собой выбор сложился, без оглядки на родственников. А вот сейчас и дочка моя тоже поступает в педагогический колледж, и тоже на дошкольное образование, поэтому, можно сказать, начало семейной профессии положено.
— Как проходит день воспитателя детского сада?
— Ранним утром с 7:15 у нас начинается прием детей в группы, в 8:15 уже зарядка, котрая проходит обязательно под музыку, летом — на улице, а потом мы дружно идем на завтрак. Каждый день у нас есть дежурные дети, которые надевают фартук и колпачок и накрывают на столы. Потом обязательные занятия, но летом, конечно, у детей свободная деятельность, которую мы все равно стараемся занять, чтобы их день прошел интересно, и запомнился. А во время учебного года проходит как образовательная деятельность, так и игрровая, прогулки, режимные моменты. Все по режиму и регламенту. Если кто-то думает, что наша работа заключается только в организации режимных моментов детей в садике, то это заблуждение. Работа воспитателя не ограничивается такими действиями, как: покормить, переодеть, уложить спать. Всегда стараемся в каждого ребенка вложить знания и навыки, чтобы он пошел в школу наполненный и подготовленный. Чтобы и ему было легче, и никто не сказал, что его в садике ничему не научили.
— За годы вашей работы меняются ли как-то дети по вашим наблюдениям?
— Меняются. К сожалению, с каждым годом у детей наблюдается все больше сложностей с речевым и познавательным развитием. Чаще стали встречаться проблемы поведенческого характера. В целом стало больше сложных детей, требующих специального особого подхода. Со всем этим можно и нужно работать, все проблемы корректируются в раннем возрасте. Но надо заниматься с ребенком и дома, очень важно с ним разговаривать, вести диалог, который должен быть доверительным! Но увы, не все это понимают, некоторым родителям проще дать в руки ребенку телефон или включить телевизор. Иногда возникают такие ситуации, что думаешь: ну как же так, это ведь элементарные вещи для 4-х летки, знать, что оперение то у нас у птицы, а не у кошки! Многие дети до сих пор тополя с березами путают. Но ничего, проговариваем и в сотый раз, учим, закрепляем.
— Что в таких случаях рекомендуете?
— Тут только родителям подключаться, ведь, как бы я ни старалась, я одна, а детей много, и в каждого необходимо вложиться, научить, рассказать, уделить время. Не стоит думать, что развитие и воспитание это в полной мере забота педагога. Родители должны быть максимально активно включены в этот процесс.
— А как меняются родители?
— Мне кажется, что раньше родители были более активные, общительные, открытые и контактные. Хотя дети рассказывают многое из того, что происходит в семье, дома, о том, как выходные провели. Но дети и раньше это рассказывали, они делятся всем, что пережили — и хорошим, и плохим. Родители всякие бывают, конечно. Есть которые прислушиваются к советам педагога, есть которые не реагируют ни на что.
— А подход в воспитательной работе за это время как изменился?
— Скорее всего, да. Раньше у нас действовала классно-урочная система, то есть, всех детей садили, и воспитатель стоял перед ними и проводил настоящий урок, как в школе, только короче по времени. Сейчас система совершенно изменилась, теперь мы работаем с детьми по так называемым центрам развития, и у ребенка всегда есть выбор, в какой центр он пойдет, чем он будет там заниматься. Раньше такого выбора не было. То есть, конечно, образовательный процесс изменился.
— Эти изменения в лучшую сторону, как вы считаете?
— С одной стороны, в лучшую, но, в какой-то степени все равно важно, чтобы ребенок понимал, что, если начался урок, он должен сидеть, а не ползать под столом. И, если сегодня я хочу рисовать, а завтра не хочу, а у нас урок рисования, то на нем нужно все равно присутствовать. В дошкольном образовании идет ориентир на школу. А поскольку я учитель начальных классов, то знаю, что многим детям потом будет непросто сидеть на уроках, и слушать учителя, а не ходить по классу в поисках занятия по душе.
— Расскажите, как повлияла цифровизация на работу воспитателя?
— Если прогресс направлен в нужное русло, то он всегда в помощь. Не так давно у нас появились интерактивные доски. Занятия с их применением направлены на познавательный процесс, на разностороннее развитие. Все это мы осваиваем, изучаем и внедряем, ребятишкам очень нравится. Другое дело различные «стрелялки-убивалки», пользы от них нет, и я этого не приветствую. Также сейчас появились родительские чаты. Это упрощает работу воспитателя, с их помощью стало проще донести информацию до большой аудитории. У детских садов теперь есть сайты и группы ВКонтакте, где мы тоже освещаем свою деятельность. Когда все это в меру и по делу, то это замечательно.
— Давайте поговорим про вашу креативность. Вот вчера у вас был день бабочек, позавчера день рыбака, до этого были день рисунков на асфальте, день котиков, день дорожного движения, день писателя — и так каждый день. Откуда это берется?
— Каждый понедельник мы собираемся на планерки всем коллективом и обсуждаем, у кого какие есть интересные идеи, темы, стараемся все согласовать, прийти к единому мнению и запланировать мероприятия на всю неделю, что и когда у нас будет проходить. Конечно, бывают поправки. Недавно мы задумывали пенную вечеринку, но погода не позволила, и мы ее переносили.
— А вам это все не лень? Приходится же бегать с детьми, танцевать, еще что-то делать…
— Так это же скучно, если целый день сидеть просто так на лавке! Да и детям тоже изо дня в день гулять на одной и той же площадке без каких-либо игр и развлечений. Они ждут эти праздники, с большим удовольствием включаются и принимают участие. Ведь мы с ними также как и с воспитателями планируем и обсуждаем что и когда у нас будет проходить. Садимся в кружок, и я им рассказываю, что увлекательного и интересного нас ждет на этой неделе. У нас на веранде есть такая ромашка с длинными лепестками, каждый из которых обозначает один день. И на них обозначены предстоящие события. Дети подбегают и смотрят: а что же будет завтра, какой праздник? Они знают и с радостью ждут эти мероприятия. Также и в учебном году у нас устроено. У нас есть одна тема, над которой мы работаем неделю-две, разбираем ее досконально, чтобы углубиться, а летом у нас больше игровые темы на один день.
— Это подход именно вашего детского сада или так везде?
— Как везде я не знаю, может у кого-то тоже есть такие праздники, а может какие-то другие. Мы часто подсматриваем идеи в интернете, берем себе что-то интересненькое на заметку, а потом пробуем сами, чтобы разнообразить детские будни. Да и свои рабочие дни.
— Получается, это интересно не только детям, но и взрослым?
— Да, совершено верно. Совместный досуг и развлечения на свежем воздухе доставляет мне удовольствие. Я с вдохновением берусь за новые идеи и претворяю их в жизнь..
— Про цифровизацию мы поговорили, а многое ли приходится делать руками?
— Да, конечно, практически каждый день мы делаем что-то своими руками. Сегодня вот красили бабочку. Кто как захотел, я не говорю, что надо делать это непременно красным или синим цветом. Должно быть место и творчеству, и фантазии.
Я и сама люблю рисовать Мое второе образование — это учитель ИЗО, поэтому, когда надо что-то смастерить, это всегда пожалуйста, я люблю это делать. Мне нравится сидеть, придумывать, а потом исполнять эти задумки. Вместе с детьми мы украшаем нашу веранду, а зимой вырезаем затейливые снежинки и украшаем свою группу. Вы видели какие у нас зимой красивые окна?
— У вас двое своих детей, какой ваш подход к их воспитанию?
— Я очень строгая мама. И это проявляется во всем. Я из многодетной семьи, нас у мамы четверо, и я самая старшая. Мама все время работала, зарабатывала деньги, а я всегда была как курочка наседка с младшими братьями и сестрами. И приучала их к самостоятельности, без этого в большой семье никак. Вот и со своими детьми теперь также. Я хочу, чтобы они учились хорошо, были старательными, прилежными и хорошо устроились во взрослой жизни.
— А воспитатель в садике вы тоже строгий?
— Наверное, нет. Я только дома детей «строю», а в садике жалею. Ну не хочет он там, допустим, вырезать, ну что ж его теперь ругать что ли? Может просто он не в настроении сегодня. Пусть идет порисует, а не хочет, ну так пусть отдохнет, идет поиграет. Он потом посмотрит на других и присоединится.
— А приходится ли вам ругаться на детей и как это сделать правильно?
— Само слово «ругаться» не подходит к профессии воспитателя. Пожурить, вот да. Если ребенок что-то натворил, я всегда говорю, давайте учиться извиняться, ведь даже многие взрослые этого не умеют. Мы учимся просить прощения, мириться. Порой дети бывают агрессивные, могут замахнуться, стукнуть, толкнуть, я против этого, не люблю, когда дети обижают других, тут, конечно, приходится вмешиваться и учить их жить мирно.
— Есть мнение, что педагог детского сада — это идеальная мама, так ли это?
— С какой-то стороны, наверное, да. Ведь большую часть времени дети проводят здесь, домой приходят поужинать и спать. Некоторые забегаются, заиграются, зовут «мама, мама!» или «бабушка», забываются в течение дня и могут так назвать. Приходится напоминать, что мама дома.
— А для своих детей вы идеальная мама?
— Да нет, конечно. Дети нас учат, а мы у них учимся, и процесс этот постоянный. Нет предела совершенству.
— Вы устаете?
— Устаю. Но не от детей. Больше от того, что отдаю им свою энергию, домой прихожу и порой просто с ног падаю. Я ложусь спать, а у меня в голове: «Так, завтра же день бабочек, надо подготовиться», и все равно все мысли крутятся о работе, о детях.
— Здесь вы отдаете, а где наполняетесь?
— Очень люблю походы и путешествия. Каждый год с семьей стараемся посетить какое-то новое место, не люблю бывать в одном и том же. Мы побывали во многих уголках России. Практически все туристические маршруты прошли. А еще я наполняюсь, когда рисую или занимаюсь творчеством для души.
— Уйти из профессии думали?
— Задумывалась, скажу честно. Но не из-за какого-то выгорания, усталости или желания смены деятельности, просто были какие-то сложные моменты. А потом успокоишься, подумаешь, ну куда я пойду, чем займусь и как я буду без детей? Достаточно немного отдохнуть и я дальше готова трудиться.
— Если не воспитатель, то кто?
— Учитель. Все равно я люблю детей, мне нравится с ними работать. Тут и мой детский опыт жизни в многодетной семье помог мне и все само сложилось в эту профессию.
— Чему самому главному вы бы хотели научить детей?
— Быть честными, добрыми. А вырезать они и так рано или поздно все научатся, главное, чтобы были хорошими людьми.