«Выйдем в убыток и всё». Управляющие компании Ревды несут многомиллионные расходы на дезинфекцию подъездов
Кто будет их возмещать — никто толком не знает.
Что делать с расходами на дезинфекцию — этот вопрос по-прежнему волнует ревдинских коммунальщиков. Обычных горожан тоже интересует, кто же в итоге будет платить за работу, которую, порой, совсем незаметно. На днях состоялось заседание депутатской комиссии по ЖКХ, где представители УК, депутаты и чиновники пытались найти выход из сложившейся ситуации. А мы попытались найти ответы на вопросы, которые сегодня задают наши читатели.
Потому что так велел Роспотребнадзор, который ввел обязательную обработку подъездов хлорсодержащими препаратами весной 2020 года, когда в России началась пандемия коронавируса.
Управляющие компании взяли под козырек, несмотря на то, что не был решен главный вопрос — кто должен оплачивать дезинфекцию. Как рассказал директор УК «Антек» и председатель думской комиссии по ЖКХ Александр Томилов, тогда министр ЖКХ и энергетики Николай Смирнов предлагал выполнить эту работу за счет сэкономленных средств, заложенных на уборку снега, так как в прошлом году его было не очень много.
— Мы попытались пойти по этому пути, — говорит Александр Томилов. — Но тут же получили предостережение от председателя Совета МКД Сергея Калашникова. В итоге сейчас вынуждены оправдываться перед ГЖИ, что мы остались в рамках заложенного тарифа, ни копейки лишней люди не потратят.
Обработка началась в марте 2020 года. В мае область «расщедрилась» и выплатила из регионального резервного фонда субсидии, которые покрыли расходы за 10 дней дезинфекции.
В декабре администрация своим постановлением расширила минимальный перечень работ, которые обязана выполнять УК, включив в него еженедельную дезинфекцию подъездов. Плата за услугу должна была составить 3,46 рубля за квадратный метр. При этом, по задумке чиновников, тариф за содержание жилья должен остаться прежним. Все изменения на каждом доме могли вступить в силу только после общего собрания собственников.
Пока коммунальщики никак не оценили этот шаг администрации. По их мнению, проводить собрания на каждом доме — дело хлопотное, к тому же не дающее никакой гарантии, что собственники согласятся на изменения.
Действительно, жители некоторых домов, которые обслуживает УК «Уют», зимой получили платежки на гораздо большую сумму за содержание жилфонда, чем обычно. Это был перерасчет, который заместитель директора УК «Уют» Сергей Калугин объясняет так:
— В жилфонде нашей управляющей компании есть дома, в которых мы проводим уборку мест общего пользования (МОП). Здесь мы перерасчет не делали и затраты на дезинфекцию в отчеты не включали. Тем домам, которые отказались от уборки МОП, мы сделали перерасчет, потому что дезинфекцию здесь мы все равно здесь проводили. Представители части этих домов обратились к нам, чтобы мы списали затраты с тех средств, которые образовались на счете из-за пандемийной экономии. И есть дома, их не так много, где жители не хотят платить за дезинфекцию совсем, хотя понимают, что мы расходы понесли. Вот они и поднимают шум.
Сергей Калугин, заместитель директора УК «Уют»:
— Вариант, что собственники будут дезинфицировать подъезды сами, нам тоже не подходит. Весной была ситуация, когда мы раздали жителям, которые мыли подъезды сами, дезинфицирующие средства. Но пошла волна в СМИ, люди начали писать, «управляйки» не хотят дезинфицировать, а раздали хлорсодержащие таблетки и все. Нам сразу ГЖИ и Роспотребнадзор сделали «а-та-та» и заявили, что УК обязаны проводить дезинфекцию. И даже если жители на общем собрании примут решение, что им дезинфекция не нужна, нам это не поможет, потому что Роспотребнадзор считает, что мы все равно должны дезинфицировать подъезды.
В затраты управляющих компаний входят не только препараты, но и спецодежда, которая по словам коммунальщиков, просто «летит» из-за хлорки, оборудование, зарплата и доставка сотрудников.
Например, затраты на дезинфекцию компании «Уют» с 1 апреля по 31 декабря составили 1 млн 50 тысяч рублей (это за вычетом тех 10 дней, которые оплатил Резервный фонд). Расходы компания посчитала из расчета фактических 87 копеек за квадратный метр.
— У нас нет такой прибыли, чтобы за ее счет покрывать эти затраты, — говорит Сергей Калугин. — Мы выйдем в убыток и всё.
Похожая ситуация и в других управляющих компаниях: затраты «Комбытсервиса» 578 тыс.305 рублей, «Антека» — 1 млн 800 тыс. рублей, РЭП — 6 млн 282 тыс. рублей. Директор «РЭП» Андрей Соколов говорит, что раз не было понятно, как считать затраты, компания посчитала их по расценкам, из которых складывалась областная субсидия.
Правда, специалисты Управления городским хозяйством после анализа представленных актов выполненных работ говорят о гораздо меньших расходах на дезинфекцию. По словам Марины Ситниковой, главного специалиста по экономике УГХ, они составляют в сумме 2,3 млн рублей по всем крупным компаниям. Но это все равно не копейки.
Сегодня чиновники и депутаты думают, можно ли возместить хотя бы часть затрат из резервного фонда администрации. Возможно, власти обратятся за помощью и к областному правительству. Но все это пока какие-то очень неясные перспективы.
— Требования проводить дезинфекцию пока точно никто не снимет, — считает первый заместитель главы города Александр Краев. — Я думаю, что скоро это будет нашей обыкновенной работой, нашими буднями. Нам же остается только надеяться, что в жилищный кодекс со временем будут внесены изменения, которые позволят потом не ругаться с жителями, а на законных основаниях предъявлять счета за эту работу. И снять нагрузку с бюджета.
Александр Томилов, директор УК «Антек»:
— Сейчас законодатель утвердил СанПиН, который говорит, что с 1 марта УК должны ежедневно проводить влажную уборку подъездов. И «управляйки», и жители хватаются за голову, потому что теперь плата за содержание жилфонда существенно вырастет. А еще мы должны мыть дворы ежедневно, как только температура воздуха превысит 100 С. И проверять питьевую воду. В декабре 2019 года мы платили за эту услугу 40 тысяч рублей в месяц первоуральской лаборатории Роспотребнадзора. В 2020 мы от этой обязанности отпинались из-за пандемии. Сейчас все это обратно вернули.