Варить и сваривать. Чем сегодня в Ревде живет многопрофильный техникум
Мы решили наведаться в РМТ с небольшой экскурсией, пообщаться с директором техникума, учителями и студентами
2 октября в России отметили 80-летие профессионально-технического образования. Праздновали и ВУЗы, и училища. И, конечно же, Ревдинский многопрофильный техникум. Уже 72 года подряд учреждение исправно поставляет на предприятия города своих выпускников-специалистов. Мы решили наведаться в РМТ с небольшой экскурсией, пообщаться с директором техникума, учителями и студентами.
О Ревдинском многопрофильном техникуме в городе знают многие и многое. Больше всего — те, кто в нем учился и работал. На страницах «Ревдинского рабочего» мы частенько рассказываем о достижениях студентов, о крупных событиях и мероприятиях в самом учреждении. Но о том, как сейчас живет РМТ, лучше всего покажет именно экскурсия.
Нас встретил лично директор техникума Виктор Моисеев. Он руководит учреждением уже 20 лет! А значит, знает о нем все. Идем по коридорам РМТ. Они то поднимаются вверх, то спускаются вниз, резко поворачивая по сторонам.
— Необычное у вас здание, конечно, — вздыхаю я.
— Я когда первый раз сюда пришел на работу, тоже запутался, — улыбается Виктор Степанович, и останавливается, указывая мне рукой на длинную узкую рекреацию. — В этом блоке у нас мастерские.
Заходим в одну из лабораторий. Она новая, современная. По периметру стоят стенды с какими-то приборами, в центре кабинета — парты, за которыми что-то штудируют студенты. Нам рассказали, что в этой мастерской обучают сразу четырем дисциплинам — электроснабжение, наладка и монтаж электрооборудования, электрические машины и аппараты и измерительная техника. И на этих стендах выполняются реальные работы. Просто как бы в миниатюре. Даже счетчики стоят точно такие же, как на производстве. Идем дальше.
Сварочная мастерская выглядит очень по-рабочему. Аппараты, инструменты, баллоны, железо. Тут свои навыки оттачивают будущие сварщики.
— Сваривают и алюминий, и нержавейку, и титан, — объясняет Виктор Степанович. — Здесь у нас различные виды трансформаторов, держатели, щетки, электроды, режущая аппаратура, кислород. Все, что относится к профессии. В этой мастерской стоят более современные сварочные аппараты, мы их закупали в обычном магазине. То есть, не какие-нибудь там тренажеры. Я считаю, что если человек знает основу, он справится с этим. Вот когда студент начинает штукатурить не на тренажере, а на стенке — это ведь другое? Что лучше держать в руке — учебный или настоящий сварочный трансформатор? Это на самолете нужен тренажер, а здесь нет. Практиковаться, так сразу на настоящем.
Проходим мимо второй электромонтажной лаборатории. Там помимо разных щитков и агрегатов замечаю стиральную машинку и микроволновку. На мой немой вопрос отвечают, мол, изучаем ремонт бытовой техники. Целый образовательный модуль под это отведен.
Слесарная мастерская тоже выглядит аутентично. Хоть оборудование все старое, советских времен, но рабочее и знакомое многим взрослым по урокам труда. Верстаки, молотки, отвертки, напильники, сверлильные станки. Чуть-чуть вернулся в детство.
— Тут они учатся держать молоток и напильник в руках, — улыбается директор. — Получают слесарный навык. У нас здесь постоянно студенты занимаются, по 20-25 человек.
Снова идем по петляющим коридорам, спускаемся на первый этаж и попадаем в самое вкусное место техникума. Нет, речь не о столовой. О поварской мастерской. Все помещение — большая кухня. Тут и разделочные столы, и посуда, несколько плит, электрошкафов, чайники, холодильники, микроволновки, кофеварки. Здесь учатся на поваров и технологов.
Мы пришли во время занятия. Студенты рассказывали учителю о том, как готовили пирог из заливного теста с капустой.
— Да, они почти каждый день готовят, — кивает Виктор Моисеев. — Мы для них еще две мастерские готовим, где у каждого будет индивидуальное рабочее место. Как видите, все в спецодежде, мы специально для них закупаем.
— А почему у них разные поварские кителя? — замечаю я.
— Кто-то сам себе покупает. Это не запрещено. Некоторые с третьего курса уже работать начинают по профессии.
Идем в токарные мастерские. Говорят, они не современные, но работать можно. Большую часть станков передали с РКЗ и ОЦМ. Часть — свои. В ходе разговора мы выяснили, что токари — одна из самых востребованных профессий в городе. Буквально пару дней назад были представители ОЦМ и запрашивали таких специалистов.
Заглядываем в новую мастерскую — «Малярные и декоративные работы». Ее открыли в 2019 году.
— Раньше у нас не было мастерской, только помещение, которое не отвечало требованиям, — рассказывает мастер производственного обучения и преподаватель специальных дисциплин Ольга Левчина. — А теперь есть все, чтобы качественно организовать процесс. И материалы, и инструменты. Раньше мы их по картинкам изучали, а теперь можем подержать в руках.
Отделку в мастерской студенты делали сами. Визуально помещение можно разделить на две части — учебную и для практических занятий. Там пять кабинок, имитирующих рабочую зону. В каждой — набор инструментов на стеллаже, разные шпатели, скребки, уровни, рулетки. Даже стены в кабинке — это рабочая поверхность.
Конечно, большинство учебных помещений в техникуме — это простые аудитории. Правда, есть и не совсем обычный кабинет. Его полностью отремонтировал НЛМК-Урал и здесь обучают целевиков предприятия.
— У нас две целевые группы, — объясняет Виктор Степанович. — Черная металлургия для НЛМК и металлургия цветных металлов для ОЦМ. Некоторые студенты даже получают заводские стипендии. Это 3500 рублей. Отличники, конечно. Их предприятие выбирает само.
Еще один важный объект в РМТ — это общежитие. Это большое пятиэтажное здание, в котором, на самом деле, живет всего 44 студента. Дело в том, что обучающимися заселен только один этаж. Раньше все жили на втором. А когда техникум своими силами отремонтировал четвертый этаж, переехали туда.
Мы как-то делали репортаж об общежитиях ко Дню студента. И на втором этаже я бывал. Разница, как говорится, «небо и земля». Светлый коридор, аккуратный ремонт, чистенькие комнаты.
На кухне — три плиты, микроволновка. В комнатах ставить не разрешают — техника безопасности. На этаже есть раздельные душевые и ванные как для мальчиков, так и для девочек. В комнатах живет максимум по три человек. Преобладают двухместки.
— Что готовите? — спрашиваю у девушки Дарьи, которая хлопочет на кухне.
— Рагу с тефтельками, — отвечает она. — Хотя чаще макароны готовим. А парни больше пельмени любят.
— Помогаете им готовить?
— Смотря как попросят.
Сейчас в общежитии идет ремонт второго и третьего этажей.
«Думала, что здесь простой политех. Это миф!»
Диана Морозова, 4 курс, «Поварское и кондитерское дело»
— Я приехала из Пермского края, из небольшой деревни. Поступила в РМТ, думала, что это обычный политех. Но все мои стереотипы сломались. Здесь безумно интеллигентные преподаватели. Они так расширили мое представление о кулинарии! Теперь я получу профессию и технолога, и повара. Разница есть. Технолог составляет рецептуру, а повар готовит. Любимое блюдо выделить сложно. Наверное, что-то из десертов. Например, тирамису с измененной рецептурой. Мы вместо агара и желатина добавили крахмал. Это сделало текстуру более рыхлой. Так еще никто не делал. Дальше точно буду учиться и работать по профессии. Мечтаю открыть небольшой ресторан или особое кафе, связанное с необычным сочетанием продуктов.
«Пришел учиться и затянуло. Очень сильно»
Андрей Туктагулов, выпускник РМТ 2019 года
— Сначала я хотел поступить на сварщика. А мама говорит, мол, зачем? В черной металлургии гораздо больше возможностей. Тем более у меня отец, брат и дядя металлурги. Решил попробовать, поступил, начал обучаться и затянуло. Очень сильно. Поверх основной литературы дополнительную изучал. Закончил, в армию сходил, пришел устраиваться. Получилось туда же, где практику проходил. Устроился 7 сентября оператором машины непрерывного литья заготовки. Сегодня вот в ночь пойду. Я попал в хорошую бригаду, все показывают, помогают. Учусь резать слитки газовым резаком.
«Интересная тенденция»
Юлия Шишкина, преподаватель профдисциплин РМТ
— Я сначала здесь училась, окончила училище с «красным дипломом». А потом пришла сюда работать. РМТ растет. Глобальные изменения произошли, когда мы стали техникумом. Стараемся не отставать от развития заводов, пополняем материальную базу. С набором тоже все хорошо. В этом году наблюдался ажиотаж абитуриентов. Было очень много желающих поступить на технические специальности. Пятый год подряд в группы электриков поступают девушки. Интересная тенденция! Ну и наш коллектив. Он всегда готов к работе. Я бы назвала его «профи-мощь». Каждый педагог безграничный фанат своего дела и патриот техникума. Есть недостаток — мало мужчин–мастеров.