Яндекс.Метрика
Автор:
Александр Зиновьев
Подробности

Свет в конце. Почему стоит съездить в Дидинский тоннель?

Новая рубрика о достопримечательностях в окрестностях Ревды

4 февраля 2023
2076

Казалось бы, Ревда и её окрестности — совсем не туристическое место. Но на самом деле вокруг нас полно интересных мест и сооружений. Мы решили начать в нашей газете рубрику, где будем делиться идеями для путешествий в окрестностях Ревды. Мы будем писать о тех достопримечательностях, до которых можно добраться всем желающим, даже если у вас нет машины. И начнём мы с Дидинского тоннеля. Рассказываем вам, что это за тоннель такой, как он появился и что в нём можно увидеть.

Добраться до Дидинского тоннеля достаточно просто. Поэтому с него мы и начали. Фото Александра Зиновьева

Как добраться?

Дидинский тоннель находится в 13 километрах от Ревды, рядом с посёлком Дидино. Добраться до тоннеля на машине достаточно сложно — дорога грунтовая, зимой не чистится, поэтому вы рискуете застрять в снегу или грязи.

Как ни странно, удобнее всего добраться на общественном транспорте — мимо тоннеля ходит электричка Екатеринбург — Дружинино. Так что если вы без машины, то это ваш вариант.

Расписание электричек в Дружинино. Скриншот из приложения «РЖД Пассажирам»

Электрички отходят от железнодорожного вокзала. Стоимость проезда от Ревды до тоннеля — 71 рубль в одну сторону. Для студентов и школьников в два раза меньше (только не забудьте взять с собой документы, подтверждающие ваш статус). Ехать чуть более 20 минут.

Как добраться до тоннеля от остановки.

Выйти нужно на остановке «1590-й километр». Далее идти через дачный посёлок в северном направлении — к большому оврагу, в конце которого и расположен тоннель. Путь от остановки займёт примерно 10 минут.

История

В окрестностях тоннеля. Фото Дмитрия Зиновьева

Рядом с Дидино Транссиб пересекает горный хребет Коноваловский увал. Идея пробить в этом месте тоннель появилась ещё в конце XIX века, но стройка началась только в 1914 году. Работали жители местных деревень, а после начала Первой мировой войны и военнопленные. Работали вручную, без тяжёлой техники.

Стройка шла четыре года и закончилась к началу Гражданской войны — в 1918 году. Именно через Дидинский тоннель проходили эшелоны Колчака, отступающие в Сибирь. Возможно, в одном из вагонов было то самое «золото Колчака», хотя кто уж сейчас знает…

По одной из легенд, главный конструктор тоннеля покончил с собой после его постройки. Якобы из-за ошибки в расчётах тоннель получился с изгибом, а это была фатальная ошибка. Но вряд ли это правда. Упоминаний об этом случае нет ни в одном источнике, а поворот тоннеля — это поворот самой дороги.

Тоннель работал и в советское время. Его охраняла расположенная вблизи воинская часть. Ну а как иначе? Тоннель — стратегический объект. Заложи бомбу — железнодорожная ветка выведена из строя.

Только главная опасность была не военная, а природная — грунтовые воды постоянно топили железную дорогу. Дренажная система тоннеля не справлялась, и воду приходилось постоянно откачивать. Вода медленно, но верно разрушала тоннель: рельсы ржавели, а камень точился. Поезда двигались по перегону с минимальной скоростью (10 км/ч), а железнодорожники постоянно счищали с рельс лёд. Так жить было нельзя: в 1980-х годах решили, что тоннель закроют, а в 1995 году через него прошёл последний состав. После этого рельсы тут же разобрали, а тоннель забросили. Его использовали 77 лет.

После выведения тоннеля из эксплуатации некоторое время он был закрыт решётками, но вскоре их спилили. И пошли туристы…

Что вас ждёт

Западный вход в Дидинский тоннель. Фото Александра Зиновьева

Сейчас Дидинский тоннель — одна из самых интересных и завораживающих достопримечательностей Урала. Его длина примерно 1124 метра, высота — 6 метров, а ширина — 4,5 метра. Вообще, тоннель находится в аварийном состоянии: сверху иногда падают сосульки и камни, но туристов это не останавливает.

Самое лучшее для посещения тоннеля время — зима. На вас не будут нападать насекомые, через заросли будет пробираться легче, а тоннель не будет затоплен. Пройти тоннель насквозь можно за полчаса. Но не забудьте запастись резиновыми сапогами — с восточной стороны тоннеля есть участок, который не замерзает даже зимой, потому что там выходят на поверхность грунтовые воды, а уйти не могут. И вот почему…

Вход в дренажную систему тоннеля. Фото Александра Зиновьева

И длинный спуск вниз. Фото Александра Зиновьева

В тоннеле есть три хода: основной и два технических — для отвода воды. В технические ходы можно пробраться в нишах посередине, но это опасное мероприятие — камни в нижних тоннелях могут упасть и заблокировать выход. Так и случилось в восточной части тоннеля — обвалы заблокировали дренажную систему, поэтому с того конца и не уходит вода.

На потолке ещё остались крепления для проводов. Фото Александра Зиновьева

Тоннель достаточно хорошо сохранился. До сих пор держится каменная кладка, а на потолке видны крепления для проводов. Сохранились и десятки ниш, в которых сидели работники тоннеля, ожидая, когда пройдёт поезд. Но они уже изрядно расписаны граффити. Кто-то наносит их краской, которая светится в темноте — чтобы видели постоянно.

Щебень превращается в лёд. Фото Александра Зиновьева

Лёд внутри достаточно ровный и однотонный — вода стоячая, ветер её не раздувает. Фото Александра Зиновьева

Кстати о темноте, обязательно возьмите с собой фонари, иначе вы просто ничего не увидите внутри. Продвигаться по тоннелю зимой нужно с осторожностью. Если входить в него с запада, то сначала вы будете идти по насыпи из щебня, которая затем превратится в лёд — замёрзшие грунтовые воды. Сначала он будет достаточно толстым, но к выходу будет всё тоньше и тоньше, так что аккуратнее. Далее вас встретит довольно большой незатопленный участок. Его можно аккуратно пройти вдоль стен, но лучше не стоит — если упадёте, то травмируетесь и вымокнете насквозь.

Сталактиты в тоннеле. Фото Александра Зиновьева

Встречаются и такие экземпляры. Практически от потолка до пола. Фото Александра Зиновьева

Летом в тоннеле холоднее, а зимой теплее, чем на улице, потому что воздух из него почти не уходит. Внутри вы можете увидеть огромные сосульки и сталактиты, свисающие с потолка. Некоторые из них могут достигать 6 метров в высоту.

Заброшенный ДОТ сверху тоннеля. Фото Александра Зиновьева

И он же изнутри. Фото Александра Зиновьева

Вентиляционная шахта тоннеля. Их как минимум две, и они очень глубокие. Фото Александра Зиновьева

Если в тоннель вы заходить не решились, то можете прогуляться по грунтовой дороге, которая идёт параллельно ему. Обязательно наткнётесь на интересные сооружения. Например, увидите бетонные ДОТы, в которых сидели пулемётчики-охранники. Увидите две большие вентиляционные шахты. Ходить возле них нужно очень осторожно, ведь глубина серьёзная — около 50 метров. Зимой, если бросить туда снег, то он взлетит вверх из-за потока воздуха.

С запада и востока вас встретят два портала-входа, похожих на средневековые башни с бойницами. На них висят надписи: «Всё проходит» и «Ничего не проходит», а в середине — «И это пройдёт». Их в августе 2022 создала арт-группа «ПСЛЧ», и эта работа называется «Притча». Название связано с притчей о кольце царя Соломона: зачастую гнев или радость влияли на его решения и приводили к неверным суждениям, поэтому царь обратился за помощью к придворному мудрецу, который подарил Соломону кольцо с надписью: «Все проходит, пройдёт и это».

Закат в Дидино. Фото Дмитрия Зиновьева

Вот и вы пройдёте через тоннель. И точно не пожалеете об этом.

Комментарии
Авторизоваться