Яндекс.Метрика
Автор:
Александра Токтарёва
Подробности

Стихийный фильм-сюрприз. Во Дворце культуры прошла премьера фильма «Фабрика господина Поиграя»

1 июля свой первый документальный фильм представил Владислав Фирсов

6 июля 2022
229

Документальное кино о театре кукол снял ревдинский режиссёр Владислав Фирсов. Для Влада это не просто творческий проект, но и выпускная квалификационная работа — в этом году парень окончил журфак УрФУ. Защитился на отлично.

Владислав Фирсов занимается кинематографом со школы, но этот фильм для него — первый документальный такого масштаба. Фото Александра Зиновьева

Плюсы и интерес

— Если мне не изменяет память, это первый полноценный документальный фильм, который как дипломную работу сделал выпускник нашего журфака. Поэтому для комиссии это, наверное, было определённого рода открытием, что студент своими руками может сделать такой фильм, — говорит Влад.

Сам он в этом не видит ничего удивительного. Заниматься кинематографом начал ещё в школе, а в вузе продолжил: проходил практику на телевидении, вместе с приятелями снимали разные, чаще всего художественные фильмы. Но крупных проектов именно от своей студии не удавалось выпустить с первого курса. Поэтому идея пришла как раз вовремя.

— Для меня это возможность спустя три года вернуться в индустрию. Показать комплексно, чему я научился за четыре года в университете. Да и других плюсов в таком решении много. Первый — у меня будет дипломная работа, причём довольно сильная. Второй — раз это мой самостоятельный проект, я могу им дальше пользоваться как хочу. Отправлять на фестивали, где-то показывать. Наконец, третий плюс — мне пришлось меньше писать сам диплом, потому что работа шла как проект, и это сокращало количество требуемых дипломных страниц вполовину. Мне было нечего писать — всё нужно было смотреть.

— Но насколько это оказалось оправдано? Не больше ли сил потребовалось на съёмки фильма, чем ушло бы на написание диплома?

— Я занимался тем, что мне интересно, а не выдавливанием из себя конъюнктурных текстов, которые терпеть не можешь. Нас четыре года учили писать грамотно, красиво и интересно — неужели для диплома на 90 страниц, в котором используешь сплошные штампы и бюрократические формулировки? Я для себя решил, что мне нужен другой способ подготовить диплом. И не жалею.

В своём фильме Влад решил рассказать о ревдинском театре кукол Brick-Fa-Brick. Для него это не просто история, а что-то очень личное и хорошо знакомое, ведь он сам играет в театре с самого его основания. Руководитель театра Валерий Хабибулин вспоминает:

— Два года назад мы пригласили всех желающих принять участие в создании театра кукол. И одним из первых на этот призыв откликнулся как раз Влад. Мы начали вместе творить, создавать. Влад всегда видный артист. А тут вдруг выяснилось, что он ещё и кинорежиссёр! Заявляет: у меня диплом, и я решил делать документальный фильм о нашем театре кукол. Стал приносить оборудование, что-то снимать во время репетиций, прогонов… Мы сначала косились, а потом привыкли, и он со своей камерой стал частью нашего творческого процесса.

Руководитель студии Валерий Хабибулин стал одним из четырёх героев фильма. Скриншот фильма «Фабрика господина Поиграя»

Владислав признаётся, что Валерий Михайлович очень помог ему в работе над фильмом, особенно на первой стадии, когда писали сценарий и только готовились к съёмкам. Вместе они придумывали интересные ходы, снимали постановочные моменты, которые должны были добавить фильму зрелищности.

— Мы сидели, обсуждали идеи. Я пытался его поток бессознательного как-то структурировать, говорил — Влад, подожди, о чём ты хочешь сказать, зачем, для кого? Нужно ответить на массу вопросов, и когда ты ответишь, поймёшь, что и как нужно делать, — добавляет Валерий Хабибулин.

«Интересует тема, и ты на неё высказываешься»

Готовый фильм построен на четырёх интервью и разбит на четыре главы. Первая — «Сотворение», о том, как всё начиналось. Следующие — «Снежные истории», «Что подарить дочурке» и «Беспечный…». Они рассказывают, чем живёт театр, чем гордятся и о чём переживают его артисты. Съёмки заняли два месяца.

— Пересъёмов, множества дублей не было, — рассказывает Влад. — Документальное кино в целом такой жанр, в котором очень мало чего-то продуманного и запланированного заранее, больше чего-то стихийного. Здесь нет такого, что ты, допустим, посмотрел фильм Федерико Феллини, вдохновился и решил создать что-то подобное. Нет, тебя просто интересует тема, и ты на эту тему высказываешься.

Что-то Влад снимал на репетициях, что-то нашёл в архивах театра. Скриншот фильма «Фабрика господина Поиграя»

Фильм Влад хранил в тайне, до премьеры в ДК его видели всего несколько человек: сам создатель, его научрук и комиссия в вузе.

— Это был фильм-сюрприз. Что могу сказать после того, как его посмотрел? Некоторые моменты были очень трогательные. Я же не знал, кто что говорил, кто как через себя всё пропускает, как Влад всё выстроит. Получилось, что фильм цепляет, и это важно, — уверен Валерий Хабибулин.

Теперь, после первого показа, «Фабрика господина Поиграя» появилась в открытом доступе для всех. Владислав Фирсов объясняет: его задача не продать фильм и своё творчество, а показать людям, что не нужно бояться документального кино.

— Да, оно более интеллектуальное, более сложное в своём понимании, но это тоже кино, и его просто нужно учиться смотреть, — считает парень.

— А твой зритель — это?..

— Мне кажется, это в основном люди постарше, те, кто на этом вырос, у кого сформирована привычка смотреть документальное кино. Не знаю, насколько это будет интересно молодёжи, но, надеюсь, что найдутся те, кто действительно заинтересуется.

Фильм разбивался как кадрами с репетиций, так и постановочными кадрами, например такими. Скриншот фильма «Фабрика господина Поиграя»

Интересно, что этот фильм для Влада стал не только финалом его студенческой жизни, но и в принципе совершенно новым опытом: до этого режиссёр занимался только художественным кино, и «Фабрика господина Поиграя» стала его первой крупной работой в документалистике.

— Я понял, что документальное кино работает по-другому, немножечко иначе воздействует на зрителя — и зритель к нему по-другому относится, — рассуждает Владислав Фирсов. — Это очень интересно, но при этом я не хочу выбирать между художественным и документальным кино, ограничиваться тем или иным жанром. Всё зависит от конкретной истории. Разные истории могут рассказываться по-разному. Если история позволяет тебе рассказать её документально — это здорово, это очень глубокий уровень погружения для зрителя. А если история подразумевает больше художественное прочтение, постановочное, где много решает ракурс, свет, иные факторы помимо самой истории, то выбираем художественный жанр.

Но и это далеко не всё. Влад признаётся, что даже кинематограф для него не предел. Ревдинец хотел бы попробовать рассказывать истории с помощью совершенно разных направлений — например, в гейм-индустрии. И уверен: возможно всё.

Посмотреть фильм Владислава Фирсова «Фабрика господина Поиграя» можно в его группе ВКонтакте:
https://vk.com/volleydolleystudio

Комментарии
Авторизоваться