Скульптура с характером
Как проходит отливка нового памятника Солдату и Рабочему
В Первоуральске в литейной мастерской «Брезгин и Ко» завершается отливка из бронзы памятника Солдату и Рабочему. Вся скульптура состоит из 120 частей. Ее предстоит полностью собрать и уже в готовом виде привезти в Ревду. Мы побывали на производстве, проведали знаменитый ревдинский памятник и заодно выяснили, почему бронза лучшем, чем бетон, какие существуют особенности сборки и на сколько новая скульптура легче оригинала.
Новый памятник Солдату и Рабочему из бронзы — полная копия старой скульптуры из бетона. Он идентичен и в высоту, и в ширину. Ну а сам памятник, как мы помним, внушительных размеров.
— Скульптура Рабочего и Солдата состоит из 120 кусков. То есть мы должны сделать всего 120 отливов из бронзы, сейчас осталось 10, — рассказал нам директор литейной мастерской Дмитрий Брезгин. — Параллельно ведем сборку. Скульптура Рабочего практически собрана, осталось только закрепить голову. Для нее изготовлен металлический каркас, с помощью которого она будет крепиться к бетонному постаменту. Скульптура Солдата находится в процессе сборки. В дальнейшем также для нее будет изготовлен каркас. А финале будет подгонка двух скульптур друг к другу, они парная скульптура, и финальная обработка поверхности: памятник отпескоструят и покроют патиной коричневого цвета.
Как оказалось, итоговый вариант бронзового памятника будет все-таки чуточку отличаться от облика Солдата и Рабочего, который мы привыкли видеть в последние годы. Только без паники! Просто у копии скульптуры удалось восстановить некоторые детали, которые были со временем утрачены.
— Когда скульптор знает, что его скульптура будет переведена в бетон, он изначально использует более грубую пластику, — объясняет Дмитрий Брезгин. — Потому что при переводе в бетон мелкие детали, как правило, пропадают. Бетон сам по себе, как материал, слабо передает отпечатки. Даже если и передаст на начальной стадии, со временем они разрушаются. Когда мы делали слепок и работали с поверхностью, мы увидели кое-какие утраченные элементы и восстановили их.
Ну и, конечно, момент восприятия. В отличие от бетонного памятника, здесь будет виден эффект металла, что при солнечном освещении сделает скульптуру более «живой».
— Если бы памятник изначально делался под бронзу, там, возможно, добавились бы элементы в одежде, в фактурах, он был изящнее. Но опять же — скульптура соответствует своему времени, когда все делали монументальным, — рассуждает Дмитрий. — Я думаю, тогда не ставилось задачи делать мелкие детали. Ставилась задача показать характер. Рабочий, металлург, у него тяжелая работа, это человек-камень. Солдат тоже — прошедший через бои и сражения. Тогда скульптору надо было продемонстрировать характер. И он это сделал.
Работа над памятником Солдату и Рабочему и сейчас непроста. Взять хотя бы размеры. И то, что в одной скульптуре две фигуры. Взять и вылить ее в бронзе в полный рост невозможно.
— Всегда встает вопрос, на сколько частей поделить скульптуру. Наш выбор пал на то, чтобы сделать максимально качественно. Мы можем лить кусками побольше, но это, как правило, влечет за собой литейные дефекты и перерасход материалов. Мы подошли к решению осознанно. Самое главное для нас, чтобы копия максимально повторяла оригинал.
То, что памятник рано или поздно пришлось бы либо капитально ремонтировать, либо создавать копию, для специалистов очевидный факт. Срок службы бетонных памятников — 25-40 лет. Бетон впитывает воду, с холодами или зноем происходят физические процессы, от которых возникают трещины. И если не ухаживать за памятником, он точно утратит первозданный вид. Что и случилось пару лет назад, когда у Рабочего отпала часть головного убора.
— Бронза зарекомендовала себя как самый долговечный материал для скульптур, — уверен Дмитрий Брезгин. — Она хорошо передает то, что задумал скульптор. Она требует к себе минимум ухода. Единственное, что может меняться с годами — это цвет и тон патины. Он может синеть, зеленеть, идти разводами и ручьями. В Европе такое наоборот ценят, потому что это показывает возраст скульптуры. Но чтобы вернуть было тон, достаточно просто немного шлифануть, и фигура снова заблестит.
Работа над Солдатом и Рабочем кипит. В Ревду из мастерской приедет уже собранная конструкция. Ее вес, кстати, будет намного легче. На вскидку, бетонный памятник весит около 20-25 тонн. Новый из бронзы — около 4,5 тонн.
— Когда все будет готово, мы произведем монтаж на новый бетонный постамент, облицованный гранитом, — делится планами Дмитрий. — Также планируем в рамках этих работ перенести капсулу со священной землей, для нее уже подготовлено новое место. И доску, что висела на старом постаменте, мы перенесем на новый, как дань памяти первому изделию. Мы сознательно не стали изготавливать новую.