Яндекс.Метрика
Автор:
Александра Токтарёва
Подробности

«Работаем так, чтобы у людей оставалось чувство голода». «Демидов-Центр» отмечает юбилей

В преддверии праздника мы поговорили с директором центра Ириной Куцепаловой

27 августа 2022
239

В этом году музейному комплексу исполняется 15 лет — «дата, возможно, не самая большая, но хорошая, мы уже подростки», улыбается директор «Демидов-центра» Ирина Куцепалова. Мы поговорили с ней о том, как рос музей, какой он сейчас и как будет расти и развиваться дальше.

Директор «Демидов-центра» Ирина Куцепалова в зале «Мир женщины». Он — один из тех, что за последний год сильно преобразился. А ещё, по наблюдениям сотрудников музея, это один из любимых залов посетителей, потому что рассказывает об обычной, всем знакомой жизни. Фото Владимира Коцюбы-Белых

— Ирина Валерьевна, насколько я знаю, некоторые залы музея практически не менялись с открытия, а какие-то изменились радикально. А какие именно изменения это были и в чём они заключались?

— За последний год мы постарались обновить экспозицию нашего музея. Так, зал Демидовых пополнила замечательная восковая фигура Акинфия Демидова, родоначальника нашего города. В зале «Мир женщины» мы создали фотозону: можно подойти, присесть на лавочку, дотронуться до прялки. Получаются очень живые фотографии, как будто ты находишься в избе. В этом же зале появились три манекена в старом костюме, который пошила студентка Лиана Денисова для дипломной работы, а потом передала нам. Теперь они украшают интерьер и оживляют экспозицию.

Конечно же, изменился главный для нас зал НЛМК. Завод — наш учредитель, мы гордимся тем, что входим в эту компанию, и считаем своим долгом рассказывать о ней. Например, у нас появилась большая интерактивная карта группы НЛМК, которая хорошо показывает весь масштаб компании. А пару месяцев назад мы установили интерактивный стенд, который можно продвигать по рельсам и видеть, как происходит производственный процесс в электросталеплавильном цехе. Там и фото, и видео, и 3D-анимация. Я считаю, что для Ревды это ноу-хау.

— Это всё за последний год. А когда была пандемия, как она влияла на развитие музея?

— Мы очень много занимались исследовательской работой. У нас в хранилище есть копии документов метрических книг и ревизских сказок, которые ещё до открытия музея откопировала в государственном архиве Свердловской области Галина Чухланцева при поддержке Николая Максимова. Они все на старорусском и церковно-славянском языке, обывателю их читать достаточно сложно. Поэтому мы на удалёнке занимались как раз переводом этих книг в электронный вид.

Кроме того, тогда же мы стали активно вести группу ВКонтакте, в которой много рассказывали об экспонатах, делились интересной информацией.

— Кстати, что касается вашего присутствия в онлайн-среде, планируется ли как-то развивать это направление?

— Я не думаю, что мы будем делать что-то ещё, кроме группы ВКонтакте. Да, онлайн — это модно и современно, но я за живое общение и живой контакт. Поэтому лучше приходите в музей и попробуйте, потрогайте, посмотрите всё вживую.

— Насчёт «попробуйте и потрогайте» — как музей пришёл к такому, не самому классическому варианту работы?

— Дело в том, что на фоне тех музеев, где всё очень строго и по правилам, у многих складывается ощущение, что музей — это скучно и назидательно, сплошь лекции. А у нас всё по-другому. Всё, что нельзя сломать, можно и подержать, и сфотографироваться с ним. Мы стараемся работать так, чтобы, когда человек приходил, у него не было чувства тоски и мыслей «когда это уже закончится?», а было наоборот чувство голода, чтобы ему хотелось узнавать ещё больше, записываться на следующие экскурсии.

Модель в зале НЛМК. Фото Владимира Коцюбы-Белых

— А какие вообще экскурсии может провести музей?

— Самая популярная, конечно, обзорная. Но ведь ей всё не заканчивается. У нас достаточно много и других экскурсий, при этом каждый год мы стараемся разрабатывать как минимум по одной, по две новых. Все эти экскурсии — мы называем их «музейные программы» — проходят с использованием видеоряда, фоторяда, музыкального сопровождения и, конечно, экспонатов. И все они разнотематические.

Допустим, есть целый цикл экскурсий, которые рассказывают о тех или иных предметах быта прошлых столетий. Другой цикл направлен на изучение птиц и зверей. Как правило, на такие экскурсии приводят малышей, хотя я считаю, что и взрослые на них могут узнать много нового. Например, никто — за исключением, пожалуй, охотников — не слышал, как кричит заяц, когда его поймаешь. А у нас можно это услышать.

Есть экскурсии по военной тематике, на которых мы рассказываем, как о второй мировой, так и о первой мировой, о гражданской, о войне с Наполеоном. Много разработано программ про музей — в том числе, профориентационный проект «Профессия» для старшеклассников. Создали цикл музейных программ по сказам Бажова — потому что хоть мы живём на Урале, но Бажова знаем, к сожалению, плохо.

Кроме того, есть уличные программы. Например, «Тайны угольной горы»: на этой экскурсии мы рассказываем об усадьбе Демидовых, о доме управляющего, о всех тайнах, которые сами знаем и со всеми поделимся. Есть «Прогулка по Лысой горе», во время которой можно узнать про пугачёвское движение. Есть однодневные экскурсии, когда мы возим людей на источник святой Платониды или на Азов-гору.

— Кого вы хотели бы чаще видеть на экскурсиях и в целом в музее?

— Я в музее жду всех. Люблю работать с детьми, люблю, когда приходят взрослые. Мне хотелось бы, чтобы чаще приходили семьями. Восхищаюсь родителями, особенно отцами, которые приводят в музей своих детей. Это очень важно, потому что привить детям любовь и интерес к своей Родине смогут только те родители, которые сами заинтересованы в том, чтобы знать свою историю. А если не будет диалога между ребёнком и мамой, то ничего не выйдет. Конечно, учителя приведут его в музей, но если он не сможет поделиться с родителями своими эмоциями, если они будут биться в пустую стену, пока родители заняты телефонами, то всё окажется напрасно.

— Поделитесь планами и задумками о том, как будет дальше расти и развиваться музей?

— Во-первых, мы хотим создать отдельный зал «Звери и птицы Урала». Сейчас у нас они стоят на входной зоне, и это очень неудобно: приходится проводить экскурсии прямо в коридоре. А хочется отдельное помещение, в котором можно было бы окунуться в эту атмосферу. Правда, когда это будет сделано, пока точно неизвестно.

Во-вторых, конечно же, очень хочу, чтобы нам сделали деревянный дом управляющего. Сейчас он в замороженном виде. А если провести ремонт, то можно было бы перенести туда часть экспозиции, а здесь сделать именно корпоративный музей, в котором мы знакомили бы людей с заводом. Это же тоже такой кладезь, о котором можно говорить и говорить! Мы — город металлургический, но вспоминаем об этом только в день металлурга. А хотелось бы, чтобы мы знали свою историю и гордились ей.

— А какие-то особенно большие мечты у вас есть?

— Это, конечно, мысль о том, чтобы сделать из усадьбы Демидовых полноценный музейный комплекс. Привести в порядок дом управляющего, флигель, заняться самим домом Демидовых, где сейчас находится телефонная станция завода… Одним словом, развернуться есть где!

Комментарии
Авторизоваться