Опасный незнакомец
Почему дети уходят с незнакомцами, и как правильно научить их мерам безопасности
Во время летних каникул особенно остро стоит вопрос детской безопасности. Большинство родителей не имеет возможности находиться рядом с детьми 100% времени, а когда ребёнок становится старше, он хочет быть более самостоятельным. Но как же обезопасить ребёнка и при этом не развить в нём множество страхов?
«Не разговаривай и никуда не ходи с незнакомыми!» — все мы знаем это важное правило, которому нас учили в детстве. То же самое мы стараемся объяснить и нашим детям, чтобы защитить их даже тогда, когда нас нет рядом.
Пропажа ребенка — самый жуткий кошмар любого родителя. Воображение сразу рисует самые страшные картины о «незнакомых дядях», которыми нас пугали в детстве, однако начальник ПДН Наталья Баженова рассказала, что в нашем городе похищения не случались ни разу, за время ее работы:
— За 7 месяцев 2024 года подано 15 заявлений о розыске 10 несовершеннолетних. Чаще всего это самовольный уход из дома и дольше 10 дней у нас в этом году в розыске никто не находился. Пропавшие — это дети из семей и социально-реабилитационного центра. Из приюта обычно уходят одни и те же ребята, не возвращаются с прогулки или покидают приют самовольно, — пояснила Наталья Петровна. — Уходят и дети из семей.
Однако это не повод расслабляться, и ребенка обязательно нужно обезопасить от встречи с потенциально-опасным незнакомцем.
Как ранее выявили специалисты поисковых служб, большинство детей вполне спокойно уходят с предполагаемым злоумышленником, даже если родители объясняли им, что этого делать нельзя. Почему же это происходит?
Такую покорность детей перед незнакомыми взрослыми объяснила психолог Роза Каюмова. По ее мнению, здесь проблема кроется в противоречивых установках, которые детям прививают их родители.
«С незнакомыми разговаривать нельзя!», но «Старших надо уважать.» «Никуда не ходи с чужими!», но «Слушайся старших.» Особенно сильно это сбивает с толку малышей, которые еще не обладают достаточным жизненным опытом и развитым критическим мышлением.
— Подошел взрослый человек, что-то говорит. И обычно у ребенка при воспитании закладываются установки, что взрослых надо уважать, взрослых надо слушаться, — объясняет Роза Каюмова. — С детьми обычно не разбирают моменты, когда он может не слушать взрослого. Также есть и возрастные особенности детей. Например, для ребенка до 8 лет все взрослые являются авторитетом, и они безоговорочно доверяют им.
Для родителя важно объяснить ребенку, каких людей можно считать близкими, а каких — чужими.
— Ребенку важно объяснить, что есть родители, бабушки, браться, сестры — с этими людьми можно куда-то пойти, что-то у них взять, есть соседи, знакомые, с которыми мы никуда не идем без разрешения родителей, — пояснила Роза Игоревна. — А есть незнакомые люди, мы никуда с ними не ходим, ничего не берем, не разговариваем.
Роза Каюмова также подчеркнула, что важно объяснить ребенку о безопасной дистанции. С незнакомыми людьми ребенок должен находиться на расстоянии примерно 2 метра.
— На таком расстоянии у ребенка будет возможность среагировать, в случаи опасности, убежать, не дать себя схватить, — объяснила Роза Каюмова. — Также это даст ребенку дополнительную психологическую защиту, потому что он не будет смотреть на взрослого снизу вверх, и будет менее подвержен моральному давлению со стороны незнакомца, сможет отстоять свои границы, отказаться идти с ним.
Но нередки ситуации, когда незнакомец может представиться малышу, и, таким образом, найти лазейку в родительском запрете. Теперь он не незнакомец, а «Сергей Петрович, коллега твоей мамы», а, следовательно, общаться с ним уже можно. Новоявленный «мамин коллега» может убедить ребёнка, что его попросили отвезти малыша к родителям, или привести его куда-либо. Так ребенок может уйти со злоумышленником.
В этом случае будет хорошо, если у ребенка есть средства связи и он может убедиться в намерениях незнакомца, созвонившись с родителями. Но иногда ребенок может забыть телефон, либо еще не пользуется им, в силу возраста, или запретов.
— Родитель и ребенок могут придумать кодовое слово, — советует начальник ПДН Наталья Баженова. — И если вы отправили за ребенком кого-то из друзей или знакомых, то этот человек должен будет назвать это кодовое слово, чтобы доказать, что он договаривался об этом с родителями.
Также бывают ситуации, когда злоумышленник — это хорошо знакомый ребенку человек, который поддерживает с ним длительное общение. Это может быть сосед, охранник в образовательном учреждении, родственник одноклассника.
При длительном общении ребенок теряет бдительность. Он уже неоднократно виделся, разговаривал, принимал сладости от этого человека, и, при просьбе со стороны этого хорошо знакомого взрослого, может согласиться с ним куда-либо пойти.
— С ребенком обязательно нужно общаться, выстраивать доверительные отношения, — предупреждает Наталья Баженова. — Родитель должен знать, с кем ребенок общается, кто его друзья, сколько им лет, к кому в гости он уходит, как они проводят время.
Важно привить ребенку привычку, уходя в гости или на прогулку — всегда сообщать, куда и с кем он идет, чем планирует заниматься и примерное время его возвращения.
Есть и еще одна тревожная особенность, которая играет на руку злоумышленникам. Часто, даже когда дети понимают, что происходит преступление и их схватили, они не зовут на помощь. Ребенок в этот момент впадает в ступор и покорно уходит со злоумышленником, или садится в машину.
Здесь на пути к спасению у ребенка встречаются много психологических преград.
— Нас с детства учат не кричать, не повышать голос, — рассказала Роза Каюмова. — Поэтому позже, даже когда ребенку объясняют, что, когда ты в опасности, нужно звать на помощь — он не может этого сделать.
С раннего возраста ребенок привыкает, что громкие крики и визги — это то, что всегда вызывает негатив у взрослого. Со временем это превращается в стойкую установку «кричать — плохо». Ребенок боится кричать, чтобы не выглядеть глупо, чтобы его не ругали, чтобы не подумали, что с ним что-то не так. Простой инструктаж по безопасности этот вопрос не решит.
— Эту ситуацию нужно обязательно прорабатывать, — рекомендует Наталья Баженова. — С ребенком надо репетировать, проигрывать такие случаи, чтобы довести эти навыки до автоматизма.
Психологи рекомендуют дать ребенку возможность покричать. Проработать ситуацию где-то на природе, или безлюдном месте, где это никому не помешает. Только проработка может дать какие-либо результаты.
Также специалисты заметили, что многие похищения как несовершеннолетних, так и взрослых людей случаются с молчаливого согласия окружающих. Прохожие, как правило, крайне редко реагируют на подозрительные ситуации, когда ребенка уводит незнакомец, или же явно тащит кричащего малыша в неизвестном направлении.
Находясь в многолюдных местах, мы редко обращаем внимание на незнакомых людей, и, даже если ситуация кажется нам подозрительной, можем сомневаться, стоит ли вмешиваться. Также играет роль наличие других свидетелей, на которых может надеяться очевидец. Психика человека устроена так, что в толпе вероятность получить помощь куда меньше, так как каждый будет ждать, что вместо него поможет кто-то другой.
— Если вы видите подозрительную ситуацию, что прохожий куда-то тащит ребенка, а он вырывается и кричит, — пояснила Наталья Баженова. — Или подозрительный мужчина заговорил с ребенком в песочнице и пытается увести его куда-то, обещая какие-то подарки — всегда лучше убедиться, все ли в порядке. Нужно выяснить, кем человек приходится ребенку, почему ребенка приходится куда-то тащить. Необходимо спросить у ребенка, знает ли он этого взрослого. Если ситуацию не удается разрешить, ребенок не успокаивается, то можно обратиться в полицию.
Конечно, может оказаться, что это просто папа ведет капризного ребенка домой, но, если ситуация все-таки несет криминальный характер — бдительность прохожего может спасти ребенку жизнь.
— В случае пропажи ребенка, родители, в первую очередь, должны поискать своего ребенка сами. Только им известны какие-то индивидуальные особенности своего ребенка, места, где он гуляет обычно, друзья, с которыми он общается, — разъяснила Наталья Баженова. — Если самостоятельные поиски результатов не дали, необходимо обратиться в полицию. Обращаться нужно в этот же день. Не нужно ждать три дня, в отношении детей заявление подается сразу же.
Родителю необходимо предоставить фотографию ребенка, его особые приметы, документы, подробно рассказать о ситуации, при которой произошла пропажа. Также важно уточнить, где его искали, и с кем может находиться ребенок. Всю важную информацию необходимо предоставить сразу же, — уточнила Наталья Баженова.
При поступлении в полицию заявления или сообщения от родителей о пропаже ребёнка, меры предпринимаются незамедлительно. Органы правопорядка сразу же ставят розыск на контроль, опрашивается родитель, выясняются все обстоятельства, приметы ребенка, причины ухода, места, где может находиться. Выясняется круг его общения, друзья, одноклассники.
Как правило, родители не могут сказать, с кем общался их ребенок. Или, если и знают, то у этих детей, как правило, не находятся разыскиваемые дети. В случае, если ребенок самовольно уходит из дома, то он либо прячется, либо уходит к совершенно другим знакомым, которых не знают родители. Также опрашиваются одноклассники, классные руководители школ, педагоги.
— После получения списка адресов друзей и одноклассников мы проверяем их, проводим доверительные беседы, пытаемся выяснить, когда же видели разыскиваемого ребенка последний раз, с кем он проводит время и где может находиться еще, — рассказала Наталья Баженова. — Не все дети идут на контакт с полицией. Беседа должна быть доверительной, спокойной, поэтому и подключают сотрудников по делам несовершеннолетних.
Важную роль в поиске пропавших играют поисковые службы и волонтеры. Они оказывают значительную помощь в распространении ориентировок, патрулировании города, помогают вести поиски на обширных территориях.
На сайте одной из поисковых организаций «Лиза Алерт» рекомендуют обращаться к поисковикам сразу после полиции. Необходимо вспомнить как был одет пропавший, что у него было с собой, его приметы и, если есть, особенности здоровья. Также поисковики предупреждают, что не стоит распространять ориентировки самостоятельно.
К счастью, современные технологии могут многое предложить бдительному родителю. Для малышей и подростков есть множество гаджетов и приложений, которые позволят родителям всегда быть на связи и знать, где находится их ребенок.
Психологи и представители правоохранительных органов сходятся во мнении, что родители должны регулярно вести беседы о безопасности с детьми и подростками. Такая работа должна проходить систематически, иначе она не даст никаких результатов. Для малышей правила безопасности необходимо повторять перед каждой прогулкой, с подростками проводить регулярные беседы о безопасности и важности комендантского часа.
Несмотря на наличие опасностей, все же, нельзя допустить чтобы ребенок жил в постоянном стрессе.
— Дети очень впечатлительные и восприимчивые, и важно не запугать их, — предупреждает Роза Каюмова. — Объясняя ребенку, что есть опасные люди, не нужно во всех подробностях рассказывать все ужасы, которые с ними могут случиться. Для детей младшего возраста можно рассказывать правила безопасности при помощи сказок и историй, чтобы не травмировать детскую психику.
- Расскажите ребёнку о безопасной дистанции, чтобы он не подходил к незнакомым людям ближе, чем на 2 метра.
- Проработайте с ребёнком ситуации, в которых его пытается увести незнакомец, научите звать на помощь.
- Важно привить ребенку привычку, уходя в гости или на прогулку — всегда сообщать, куда и с кем он идет, чем планирует заниматься и примерное время его возвращения.
- Объясните, что нельзя уходить куда-либо даже со знакомыми взрослыми (сосед, родственник друга, и др.), не спросив при этом разрешения родителей.
- Регулярно проводите с ребёнком беседы о безопасности.