Громкая премьера этой весны
«Сто лет тому вперёд» — другая история для другого поколения
На экраны вышел долгожданный и широко разрекламированный блокбастер по рассказам Кира Булычева «Сто лет тому вперёд». Он одновременно вызывает интерес и у старшего поколения, склонного к ностальгии, и у подростков, впечатлённых ярким и красочным трейлером. Однако есть и скептики, недовольные «надругательством над классикой» или имеющие претензии к актёрскому составу картины. В общем, страсти бурлят и интерес к фильму только разгорается. Что же из себя представляет новая версия приключений Алисы Селезнёвой?
Сюжет повествует об обычном московском школьнике Коле Герасимове, который, в виду типичных для подростков школьных конфликтов, попадает в неприятности и в наказании остаётся после уроков для уборки в кабинете физики. Именно там он находит странный артефакт, сила которого позволяет ему перемещаться во времени ровно на сто лет вперёд и назад. В будущем он знакомиться с Алисой Селезнёвой, которая уверена, что её мать затерялась где-то в прошлом и новый знакомый является для девочки шансом спасти маму. Но всё не так просто, ведь за артефактом охотятся космические пираты — вооружённый до зубов и неуравновешенный Весельчак У и способный подавлять чужую волю Глот.
Скажу честно, что я не являюсь поклонницей советской Алисы, и помню её лишь мельком. То же самое могу сказать и о книгах Кира Булычева. Поэтому данный фильм я буду оценивать как самостоятельное произведение, рассчитанное на современного зрителя. И это, я считаю, абсолютно адекватная позиция, ведь кино выходит сейчас, для современных подростков, и должно, в первую очередь, отвечать их интересам и взглядам на жизнь, а не ублажать ностальгирующих родителей. У старшего поколения уже есть своя Алиса, которая отвечала духу времени, так зачем же обделять современных подростков?
И в плане соответствия ценностям нынешней молодёжи фильм не прогадал. Герасимов Коля здесь совершенно иной, он не похож на мальчишку-пионера с нашего двора, а выглядит как модный московский мажор. Коля увлечён компьютерными играми, читает рэп, и влипает в неприятности из-за школьных любовных интриг. Алиса тоже далека от образца 80-х годов: розовые волосы, подростковый бунт, и мечты о сражениях с космическими пиратами. По персонажам фильма видно, что рассчитана история на аудиторию явно постарше, нежели советская классика.
Вообще, некоторые персонажи совершенно несхожи с прообразами из оригинала, и это, поначалу, вызывало много негатива у ожидающих фильм зрителей. Особенно много споров вызвал Александр Петров в роли Весельчака У, который в фильме 2024 года стал эдаким Питером Квиллом из «Стражей галактики». Сама я вовсе не являюсь поклонником данного актёра (ввиду его переизбытка в современном российском прокате), однако замечу, что его Весельчак У был вполне колоритным и интересным, и раздражения особо не вызывал. А вот Глот получился какой-то китайской подделкой Доктора Манхэттена, разве что другого цвета.
В этом плане видно, что в фильме очень много заимствований у западных блокбастеров. Кое-что кажется откровенным плагиатом, а что-то просто не передаёт аутентичность российских реалий, однако, скорее всего, авторы к этому и не стремились, сделав упор на экшн и зрелищность.
Также в фильме 6+ запредельное для этого возрастного ценза количество жестокости. Ещё в первых минутах фильма мы наблюдаем драки и достаточно жуткие убийства. Далее в историю включается подростковая любовная линия, которая также не вписывается в категорию 6+. В мире «плохого» будущего всё окрашено в жуткие депрессивные тона, а в холодильнике конспиративной квартиры вообще хранятся отрезанные руки… Для детей младшего школьного возраста это явно не совсем подходящее зрелище, не говоря уже о том, что наблюдать за любовными мытарствами подростков малышам и вовсе не будет интересно. Поэтому я настоятельно не рекомендую идти на фильм с детьми до 10 лет.
Но вот для подростковой аудитории данный фильм — просто отличный. Создатели картины блестяще проработали тему интересов современной молодёжи, уделяя внимание даже мелочам, от фастфуда до мерча любимых персонажей комиксов.
Герои школьники здесь показаны, в прочем, немного карикатурно, но неплохо. Радует, что в некоторых моментах они проявляют чудеса логики, и не превращают историю в откровенный фарс. Иногда они поступают не очень умно, безрассудно, и навлекают на себя неприятности, что, в общем-то, и соответствует поведению реальных подростков.
Марк Эйдельштейн порадовал хорошей актёрской игрой и запоминающимся образом. Очевидно, что в ближайшее время его ждёт карьерный взлёт и мы ещё не раз увидим его на экранах. Даша Верещагина оказалась менее запоминающейся, но со своей ролью вполне справилась.
А вот взрослые актёры порадовали куда меньше. Особенно «пластмассовой» выглядела Виктория Исаакова, которая показала максимально картонный и неестественный персонаж. Константин Хабенский, в свою очередь, сыграл Константина Хабенского, которого он сейчас играет в большинстве картин. Но, к слову, халтура опытных артистов не сильно испортила впечатление.
Особое внимание хотелось бы уделить графике и спецэффектам, которые были на высоте. Здесь удалось всё: яркий и красивый мир будущего, мрачное гетто захваченной пиратами Москвы, прыжки во времени, и многое другое. В плане зрелищности фильм не уступает западным собратьям и сумел удивить насмотренного зрителя. Сюжет также оказался вполне логичным и каких-то вопиющих сюжетных дыр в нём нет. Смотрится всё достаточно увлекательно и не затянуто, несмотря на внушительный хронометраж.
Есть, конечно, и некоторые достаточно бредовые моменты, которые в фильме явно были лишними. Например, ученик школы будущего — представитель народа нави из фильма «Аватар», и другие слегка нелепые моменты. Но, в целом, фильм получился на удивление неплох, и он вполне может стать хитом для современной молодёжной аудитории.