Неоднозначный «Пророк. История Александра Пушкина»
Для недорослей, или сами не доросли?
О картине Феликса Умарова «Пророк. История Александра Пушкина» не слышал разве что отшельник, полностью изолировавший себя от информационного пространства. Этот фильм вот уже несколько месяцев окружает маркетинговая шумиха, и креативные пиарщики даже устроили необычную акцию в метро Санкт-Петербурга, где исполнитель главной роли Юра Борисов в образе Пушкина дарил женщинам цветы.
В общем, о том что нас ждёт небывалое, помпезное и сногсшибательное зрелище, которое тут же поразит нас в самое сердце, нам внушали всюду. И такой подход очень сильно завысил ожидания от фильма.
Хорошо это или плохо? И как вообще воспринимается работа Феликса Умарова, который решил сделать мюзикл о жизни Пушкина, смешав современное музыкальное и не очень творчество с эстетикой Серебряного века и видами старинных улиц Петербурга?
Начнём издалека, и сперва отметим однозначные плюсы фильма. В первую очередь картина очаровывает зрителя потрясающими видами Петербурга. Фильм красив, в нём выдержана эстетика, картинка радует глаз — с этим не поспоришь. Визуально хороши как пейзажи и общие планы, так и более сложные сцены. Фильм играет со зрителем, умело выделяет нужные элементы, подчёркивает настроение сцены светом и атмосферой. «Пророк» — это яркий красивый фильм, который вполне может порадовать своим визуалом, за исключением, разве что, немного кривых и несуразных моментов с музыкальными вставками, которые больше похожи на обычный клип с Муз-ТВ, нежели отрывок из высокобюджетного фильма.
Также радует актёрский состав. Практически все актёры хорошо отыгрывают свои роли, включая с недавнего времени обласканного критиками Юру Борисова, который действительно хорош и держится в образе от начала до самого конца. Вопросы к актёрской игре не возникают, хоть некоторые персонажи и кажутся нелогичными и вызывают своим поведением вопросы, но это проблема сценария и сами исполнители ролей здесь мало спасают ситуацию.
Теперь же о самом важном — когнитивном диссонансе, который ждёт рядового зрителя, желающего посмотреть фильм о гении русской словесности. Забегу вперёд — вы его не увидите.
Тех, кто посмотрел начало фильма и дошёл до первого «музыкального» номера, ждёт либо глубокое разочарование, либо детский восторг, так как в фильме о Пушкине огромное количество рэп-вставок и современной музыки. Да, Пушкин тут — рэпер, и в антураже Петербурга царских времён это смотрится странно и нелепо. Также удручает то, что в фильме о человеке, который является культовым для русской литературы, те самые рэп-композиции бывают максимально примитивны и убоги. Связывать с творчеством Пушкина фразы «отпусти меня, божественный глагол» — ход столь же смелый, сколь и глупый, но возможно здесь режиссёры и сценаристы вплели некую задумку, которую некоторым зрителям, включая меня, просто не удалось понять.
На первый взгляд кажется, что современная музыка, рэп-батлы, утрированность истории и упрощение персонажей здесь не с проста. Для чего же создатели пошли на такой шаг, нам может ответить рейтинг фильма — 12+. Да, это картина рассчитана на молодёжь, даже на самую юную категорию этой самой молодёжи — подростков. Для этой аудитории кино может стать тем катализатором, который хоть как-то привлечёт внимание подростка к классической литературе, или же просто подтолкнёт «погуглить» кто такой Иван Пущин, сколько детей было у Пушкина, и другие факты, которые пригодятся им в школе на уроке литературы и истории. И это неплохо. То, что может привлечь подрастающее поколение к чему-то более сложному, чем дешевизна массовой культуры — это, несомненно, хорошо, но здесь возникает вопрос в том, как не перейти ту грань, когда в угоду массовости ты стираешь всё то сложное и высокое, к чему человек должен тянуться.
Тем взрослым зрителям, которые хотели увидеть фильм о великом поэте, эта картина вряд ли понравится. Но творение режиссёра точно не оставит зрителя равнодушным: вы либо будете поражены необычностью и смелостью, либо возненавидите этот фильм, так как относится к нему нейтрально очень сложно. И в этом главный плюс картины — он запоминается, он не оставляет равнодушным, он дарит массу эмоций. Именно за счёт этого, как мне кажется, «Пророка» можно назвать в целом неплохим фильмом. О нём будут говорить, его будут обсуждать и, разумеется, будут смотреть. А молодёжь, при этом, может ещё и извлечь пользу из этого просмотра.