«Наверное, скоро мутируем». Как в Ревде жители улицы Степана Разина живут в пыли, без света и дороги
Люди отчаялись обращаться к местными властям и начали писать президенту Путину.
Район улицы Степана Разина вполне бы подошел для съемок фильма с постапокалиптическим сюжетом: единственная, полностью разбитая дорога, столбы освещения без фонарей, много пыли. И над всем этим возвышается площадка для хранения металлолома НЛМК и свалка с его же отходами производства.
Мы встретились с местной жительницей Натальей Крохалевой и узнали, как во всем этом обитают люди.
— Проблемы у нас три — дорога, уличное освещение и детская площадка, — перечисляет Наталья. — Бьемся уже столько лет и без толку. Ну, вот смотрите, дорога. Да, машин у нас не так много, но мы уже просто устали каждый год отсыпать ямы. Сами покупаем щебенку, что-то делаем, иначе тут ездить совсем не возможно будет. Но ведь это все-таки муниципальная дорога, ну, почему нас просто игнорируют? Нам ведь даже не надо срезки асфальтовой. Можно просто щебенкой. Предлагали засыпать отходами НЛМК. А нам зачем это? Мы и так этим дышим. Если бы сверху чем-то покрыть, тогда ладно. А так оно будет тут лежать и пылить.
Два месяца назад Наталья начала войну с фурами, которые в ожидании разгрузки на заводе парковались на площадке перед заездом к домам.
— Водители что тут только не вытворяли, — рассказывает Наталья. — В кустах все свои дела справляли, мусор бросают. Забьют выезд с улицы, стоят на повороте, по 40 минут выбраться отсюда не можешь, нам просто к себе не проехать. Или гоняют, плевать им на то, что тут дети пешком ходят. Я тогда ходила на завод — меня отфутболили, мол, не несут ответственности за водителей. Написала в администрацию с просьбой помочь — получила какую-то отписку. [Андрея] Мокрецова нашего (депутат по этому округу — ред.), наверное, завалила тогда фотографиями этого всего. А потом просто заявила, что если они не перестанут, я перекрою машинами проезд. Сразу какие-то ответственные появились, давай мне объяснять, что так не делается, это шантаж. А как тогда делается? Так, чтобы нам тут всем было некомфортно?
Тем не менее, что-то из этого всего сработало: по словам Натальи, пока водителей фур на этой площадке не видно.
Гуляем по улице до перекрестка с «нормальной дорогой» — так местные жители называют заасфальтированный технологический проезд НЛМК, по которому машины везут шлак на свалку.
— Раньше, конечно, совсем плохо было, — признается Наталья. — Пылило страшно. Но летом 2018 года дорогу отремонтировали. Стало чуть получше. Хотя все равно пылит и пыль летит сюда. Как стало жарко, поливали дорогу всего два раза. Этого, конечно, мало.
Но основная пыль идет со свалки отходов НЛМК. Улица, где живет Наталья и ее соседи, не входит в санитарно-защитную зону предприятия. Но от шлака и его пыли жителей это не спасает.
— Вон эта свалка, — показывает Наталья. — Когда вываливают, мы сразу видим: разрастается такой грибок, который через несколько минут у нас здесь оказывается. Еще рядом известковый завод. В итоге наши машины не отмываются, картошка белая стоит. Вишню скоро собирать — она как будто в асфальте вся. Зимой можно снег расчистить и он просто слоями будет — белый, черный…Мы тут скоро мутируем, раз вот этим всем дышим.
Еще одна местная достопримечательность — это детский комплекс, который дети соорудили сами.
— Ну, а что делать, нормальной площадки нам тут ни в жизнь не дождаться, — считает Наталья. — Вот, притащили какие-то матрасы, канаты навязали, фанерку приколотили. У нас детство тоже было не из хороших, но вот чтобы такое… слов нет.
Казалось бы, можно давно перестать биться за более комфортные условия и просто уехать отсюда. Но Наталья сдаваться не собирается — пишет везде, обращает на проблему своей улицы внимание всех, кто может помочь.
— Я с рождения здесь живу, — объясняет Наталья. — И хочу, чтобы про нас, наконец, вспомнили. У меня уже такая папка с перепиской скопилась! Администрация чаще всего отвечает: мы обратились на вашу проблему внимание. Приедут, руками разведут, скажут, денег нет. Или отписки пишут. Депутаты были здесь только перед выборами, потом к нам ни разу не приезжали. А я бы их даже чаем напоила. Сегодня написала Путину на «Прямую линию». В прошлом году, правда, тоже обращалась по поводу того, что у нас света на улице нет совсем. Тогда мне из администрации Президента отзвонились, сказали, что заявление зарегистрировано. Потом установили опоры. Год прошел — может, наконец, светильники у нас тут появятся?
Андрей Фалько, директор Управления городским хозяйством:
— Дорога на улице Степана Разина стоит у нас в плане — мы ее обязательно грейдируем и подсыплем. Что касается опор — поставила их МРСК, проект на освещение должна будет заказывать администрация. Когда все это произойдет — сказать пока не могу.