Яндекс.Метрика
Автор:
Мария Ивашкова
Подробности

Люди, которые меняют мир

Рассказываем о программе наставничества для детей-сирот от фонда «Мир меняют люди»

5 марта 2024
177

Обучение наставников происходит небольшими группами. Из 15 человек, которые прошли треннинг, около двух, в последствии, станут наставниками. // Фото фонда «Мир меняют люди»

Многие из нас стремятся помогать детям из детских домов и социальных учреждений. Кто-то несёт игрушки и одежду, кто-то жертвует деньги. Но это не даёт ребятам самого главного — поддержки и общения. Фонд «Мир меняют люди» решает эту проблему, организовав программу наставничества для детей и подростков из детских домов. Рассказываем подробнее о том, как это устроено.

Проблемы детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей очень остро стоят в нашем обществе. И, если малыши быстро могут попасть в хорошие приемные семьи, то подростки чаще остаются в учреждениях. На данный момент, большинство несовершеннолетних, живущих в социальных учреждениях — подростки. Их неохотно забирают в семьи, так как многим усыновителям хочется взять маленьких детей, чтобы воспитать как своих, а некоторых пугают возрастные особенности ребят, ведь подросток — это уже сформировавшаяся личность, которую нельзя кардинально изменить, а можно только принять и постараться полюбить.

Не все дети хотят быть усыновлёнными

Иногда остаться в детском доме — может быть решением и самих ребят, так как нередко в детские дома попадают большими многодетными семьями, так называемыми «паровозиками», в которых по 4-6, а иногда и более детей. На такое большое количество ребят редко находятся усыновители, и в таких особых случаях усыновлять детей разрешается отдельно в исключительных случаях и только в интересах детей. Иногда в отказе от семьи есть и другие, личные причины, которые не всегда легко понять. Но факт в том, что не все дети согласны пойти в приёмную семью.

К счастью, условия в детских домах стали совсем иными, чем когда-то давно. Сейчас детские учреждения хорошо финансируются и там есть всё, что нужно для обеспечения жизни ребёнка: хорошее питание, одежда, подарки на праздники и развлекательные поездки. Тем не менее, это не то место, где должен взрослеть ребёнок, ведь даже самый лучший детский дом не может в полной мере обеспечить ребёнку социализацию и полноценное развитие.

Одинокая жизнь в системе

Дети из детских учреждений вынуждены жить по строгому режиму, они не учатся принимать самостоятельные решения, у них почти нет личного пространства, в будущем они могут испытывать трудности с простыми бытовыми проблемами, и часто вырастают несамостоятельными. Но самое главное, дети из учреждений не могут поддерживать социальные связи, ведь все взрослые в их жизни — просто проходящие мимо чужаки, которые иногда приносят подарки, иногда проводят мастер-классы и возят на всевозможные развлечения, но после — всегда уходят.

Для ребёнка в учреждении нет значимых близких взрослых, которым они могли бы довериться, ощутить поддержку, получить пример адекватной взрослой жизни.

Дети постарше очень быстро начинают понимать, что воспитатели и сотрудники контактируют с ними, потому что это их работа, а не потому, что они близкие люди, а многочисленные спонсоры, зачастую, даже не видятся с детьми, которых одаривают всевозможными благами. Вот и получается, что ребёнок остаётся сам по себе, и понимает это. Такая ситуация очень пагубно влияет на его психику и будущую жизнь.

Ребёнок не может взрослеть в одиночестве

— С точки зрения психологии, ребёнок в принципе не может вырасти без взрослого, — объясняет психолог фонда «Мир меняют люди» Вероника Васильева. — Близкий взрослый нужен, потому что он обеспечивает не только безопасность, но и человеческое тепло и участие. Очень важно общение, поддержка, эмоциональная привязанность. Для ребёнка из детского дома редко появляется возможность найти такую значимую фигуру, близкого взрослого, так как они по тем или иным причинам лишены такого общения в семье, а в системе детских домов найти такого человека очень сложно. Тем не менее, у подростка есть естественная потребность в таких людях, чтобы его принимали, чтобы помогали узнавать больше о мире и о себе, помогали взрослеть.

Именно эту проблему и взялся решить фонд «Мир меняют люди», а именно — найти для ребят из детских домов значимого близкого взрослого, который станет для него своего рода маяком в этой жизни, поддержит, поможет советом, выслушает и просто побудет рядом.

— Концепция сегодняшнего времени — помогать кризисным семьям, — пояснила директор фонда Оксана Тренкина. — Чтобы как можно меньше детей попадали в детские дома, и многие фонды сейчас активно этим занимаются, но ведь дети из детских домов никуда не делись и им тоже нужна поддержка.

Для тех ребят, которые остались в учреждении, фонд обучает и подбирает взрослых наставников, которые, в последствии, становятся для подростков близкими людьми.

О проекте наставничества

На данный момент фонд «Мир меняют люди» работает с несколькими учреждениями Свердловской области. В проекте участвуют детские дома и социально-реабилитационные центры Екатеринбурга, Малого Истока, Арамиля, Асбеста, Новоипатово, Лосиного и наш ревдинский центр, именуемый в народе «Данко». В Свердловской области проект реализуется по технологии и при поддержке Благотворительного фонда «Солнечный Город».

В проекте участвуют подростки от 12 до 18 лет, так как именно эта категория несовершеннолетних реже всего устраивается в семьи, но крайне нуждается в опыте обычной «семейной» жизни.

Дети, которые участвуют в проекте и ищут себе наставников, по тем, или иным причинам не хотят быть устроены в семью. Кто-то не хочет «предавать» свою родную семью, а кто-то боится, что не адаптируется в новой, но все они хотят иметь близкого взрослого, который стал бы им другом и помог адаптироваться к взрослой жизни.

Кто такой наставник?

Наставником фонда «Мир меняют люди» может стать любой взрослый человек, который осознанно и взвешено подошёл к этому решению и не имеет ограничений по взаимодействию с детьми. То есть, это самый обычный рядовой житель, который может работать на любой работе, заниматься любым хобби, он может иметь свою семью, а может быть одиноким. Единственный и самый важный критерий для кандидата — желание помочь.

Важно и то, что наставник не рассматривается системой как кандидат в усыновители, это сразу оговаривается как со взрослым, так и с ребёнком. Также наставник не является спонсором, и ему крайне не рекомендуется дарить подопечному подарки помимо Нового года и Дня рождения. Исключениями являются мелкие траты во время прогулок.

То есть, наставник — это, по сути, старший друг, от которого не требуют обеспечивать ребёнка или брать под опеку, но который является важным человеком в его жизни, поддерживает с ним постоянное общение и даёт подготовиться к взрослой жизни.

Как стать наставником?

Все кандидаты в наставники проходят регистрацию и анкетирование на официальном сайте фонда, а затем их ждёт двухдневный курс обучения, на котором им подробно рассказывают о работе и проектах фонда, психологии детей-сирот и важных нюансах наставничества.

После пройденного обучения кандидату даётся месяц на раздумье, так как от его решения зависит не только путь в проекте, но и психологическое благополучие будущего подопечного. Нельзя подходить к этому как к мимолётному увлечению, ведь весь смысл наставничества — обеспечить ребёнку тесный и долгосрочный эмоциональный контакт.

После принятого решения наставника ждёт собеседование с психологом фонда, сбор определённого пакета документов для опеки, и самое важное — подбор пары. Психолог учитывает характеры ребёнка и наставника, интересы и темперамент, чтобы общение в паре было комфортным и интересным.

Затем происходит знакомство, а далее наставник и его подопечный начинают обычное дружеское общение: ходят на прогулки, общаются по телефону, наставник может забирать подопечного в гости на выходные или каникулы, или брать с собой в походы и поездки. Полезным для ребёнка является любое общение, будь то совместная прогулка и разговоры по душам, или поход в гости к наставнику, где ребёнок из учреждения сможет научиться сам выбрать и приготовить себе ужин, узнает, как самостоятельно пользоваться стиральной машиной, да и просто сможет праздно провести время перед телевизором, не подчиняясь строгому режиму.

— Я искренне верю, что жизнь ребёнка с наставником меняется к лучшему, — поделилась Оксана Тренкина. — У детей появляется больше возможностей, наставники дают детям право выбора и это очень полезный навык, которого они лишены в детском доме.

Путь не для всех

Наставники, как и дети в проекте, очень разные, с разным темпераментом и разной судьбой, но это всегда хорошо социализированные люди, которые умеют общаться.

С самого начала обучения психологи уточняют, что этот проект не подойдёт для людей, которые находятся в кризисе и хотят заполнить пустоту в душе общением с ребёнком. Также не следует идти этим путём, если вы сами испытываете эмоциональные трудности или проблемы с общением, не устроены в жизни. Главное правило наставника — сначала позаботься о себе, потом о ребёнке. Только когда вы точно будете уверены, что вы состоялись в жизни, у вас нет существенных проблем и вы в хорошей эмоциональной форме — вы можете позаботиться о ком-то ещё. Это сложное решение должно быть обдуманным, ведь впереди кандидата может ждать множество трудностей.

— Кандидат в наставники должен быть готов ко всему, — рассказала психолог проекта Вероника Васильева. — Его не должны пугать подростки, подростковые проблемы, трудное поведение детей. Он должен быть готов общаться, принимать ребёнка, проявлять к нему все свои добрые качества.

Первое о чём нужно подумать?

  • Есть ли у меня время? (Очень важно, чтобы вы могли регулярно проводить время со своим подопечным, непосредственно видеться с ребёнком, а не просто говорить по телефону)
  • Насколько я этого хочу? (Необходимо осознать, насколько сильно ваше желание участвовать в проекте, хватит ли вам запала)
  • Чему я могу научить подростка? (Подросткам важно учиться, перенимать от вас какие-то знания. Будет здорово, если вы заранее продумаете, какой полезный опыт смогли бы передать подопечному)
  • Не против ли мои близкие? (Важно обговорить ваши планы с семьёй и близкими людьми. Организаторы проекта крайне не рекомендуют становиться наставниками, если кто-то из близких категорически против)
  • Зачем мне это нужно? (Это самый важный вопрос. Важно понимать истинную цель ваших действий, понять, насколько это вам нужно и принесёт ли это положительные эмоции.)

Помимо проекта наставничества фонд «Мир меняют люди» помогает детям из социальных учреждений в учебе, реализуя проект репетиторской помощи «Верю в тебя» (участниками которого могут стать не только профессиональные педагоги, но и просто люди, которые хорошо знают предмет), и помогает в социализации детям с особенностями интеллектуального развития с программой «Я смогу!».

Каждый кто чувствует, что ему по силам присоединиться к проектам фонда ради помощи детям, оставшимся без попечения родителей, попадает в дружную команду волонтёров фонда «Мир меняют люди», где они постоянно работают с психологами, делятся проблемами и маленькими радостями и не остаются один на один с трудностями.

Присоединиться к людям, меняющим мир, можете и вы.

Сейчас социальные учреждения могут обеспечить детям достойное питание, одежду, подарки на праздники и развлекательные поездки. Но ни один, даже самый лучший детский дом, не может обеспечить ребёнку нормального психологического развития и социализации. Для взросления ребёнку нужен близкий взрослый, который обеспечит не только базовые потребности, но и моральную близость, тепло и поддержку. Стать для кого-то «близким взрослым» можете и вы, поучаствовав в проекте наставничества фонда «Мир меняют люди» — https://mirml.ru/
Комментарии
Авторизоваться