Красота и отвращение современного боди-хоррора
«Субстанция» — гротескная притча о погоне за молодостью
Нечасто золотую пальмовую ветвь за лучший сценарий получает хоррор, да ещё и представитель такого специфического поджанра как боди-хоррор, с которым сложно ассоциировать тонкую актёрскую игру, глубокую историю и почти художественную визуальную составляющую. Тем не менее, «Субстанция» от французского режиссёра Корали Фаржа (которая также стала автором сценария картины) может похвастаться всеми составляющими хорошего кино с отличной и внятной идеей, при этом обладающего очень необычной и местами шокирующей обёрткой.
История рассказывает нам о кинозвезде Елизабет Спаркл (Деми Мур), которая давно пережила пик своей славы и обожания публики, а ныне лишь ведёт утреннее телешоу. Но стареющая актриса не устраивает хамоватого начальника, и тот хочет заменить её на кого-то помоложе.
Отчаявшись, Элизабет прибегает к нетрадиционной медицине, чтобы освободить лучшую версию себя и вновь почувствовать себя востребованной. Благодаря препарату на свет появляется красавица Сью (Маргарет Куолли), которая сможет вернуть Элизабет былую славу. Правила просты — соблюдать баланс. Однако на деле это оказывается не так просто.
Первоначально главная идея фильма лежит на поверхности — нежелание мириться с течением времени и приходом старости. Подать эту проблему через призму истории стареющей кинозвезды оказалось максимально удачной решением, а смелая Деми Мур, в роли Элизабет Спаркл, не постеснялась показать себя в самых разных, неприглядных, образах. Такое внутреннее обнажение принесло ей заслуженные похвалы как критиков, так и зрителей. При этом, на фоне более опытной коллеги, Маргарет Куолли в роли Сью не теряется и также отлично передаёт характер своего персонажа, который ненасытно рвётся к жизни и успеху, проявляя легкомысленность. Всю историю актрисы отыгрывают практически без диалогов, используя язык тела и мимику, и делают они это просто потрясающе!
Визуальная составляющая фильма в какой-то мере продиктована жанром боди-хоррор, и от него стоит ждать шока и физиологического ужаса, но при этом создатели не пренебрегают другими визуальными инструментами картины. В этом плане фильм напоминает картины Уэса Андерсена и Стенли Кубрика. Кадр удачно играет с симметрией, контрастами яркой и сладко-розовой жизнью Сью, и мрачным холодным увяданием Элизабет. Добавляет атмосферы и звуковое сопровождение. Напряжение, отвращение, энергия, темп происходящего — всё это гармонично выделено музыкальной составляющей.
По мере действия истории, окружающий мир становится всё более враждебным, причём не только для Элизабет, но и для Сью. Постоянное желание удовлетворять потребности публики, соответствовать ожиданиям и жёстким стандартам индустрии красоты постепенно превращает героиню в чудовище. При этом, она всё ещё хочет остаться собой.
В этом плане можно провести параллели не только с погоней за вечной молодостью, но и с зависимостью, и даже с отношением отцов и детей (ведь дети, в какой-то степени, пожирают нас самих, и мы готовы отдавать им свою жизнь без остатка). Впрочем, разбирать на составляющие этот фильм достаточно интересно и любопытно, и в нём можно найти явно больше, нежели лежащую на поверхности идею (хотя и она подана хорошо и увлекательно).
В целом, тем кто не боится лёгкого шока и готов пощекотать свои нервы, фильм «Субстанция» готов в полной мере раскрыть свою красоту и глубину, оставив после себя массу ярких впечатлений.