Истребление по спискам. Рассказываем о выставке «Большой террор на Урале»
Совсем недавно на втором этаже храма во имя Архистратига Михаила открылась передвижная историческая выставка. Она была передана потомкам ревдинским реабилитированным гражданам в конце октября на Мемориале памяти жертвам политрепрессий Татьяной Суриф, заместителем председателя правления Свердловской областной Ассоциации жертв политических репрессий.
В день памяти и скорби, 30 октября, атаман хутора «Гусевский», есаул Владимир Лихоманов вместе со своим сыном вывесили все планшеты экспозиции на ограждение с тыльной стороны памятника жертвам репрессий, возведенного возле храма во имя Архистратига Михаила. А настоятель храма протоиерей Алексий Сысков после службы лично освободил место и подготовил на балконе второго этажа храма приспособление для размещения выставки. Именно здесь она и находится сейчас.
В хмурый ветреный ноябрьский полдень мы подъезжаем к храму, где нас уже ожидает председатель правления Ассоциации жертв политических репрессий Ревды Владимир Масютин и казак Владимир Лихоманов с сыном. С собой у Владимира Гавриловича несколько исторических книг с отметками на страницах, газетных вырезок и ксерокопий, посвященных минувшим событиям. Всем этим он готов поделиться и с готовностью рассказывает о том, что знает сам.
Тематическая выставка «Большой террор на Урале» демонстрирует подлинные архивные документы, свидетельствующие о непостижимых масштабах государственного террора против собственного народа.
14 слайдов-полотен пестрят страшными заголовками: «Раскулачивание», «Разгром технической интеллигенции», «Национальные операции», «Репрессии на предприятиях», «Репрессии по плану», «Расстрельные списки» — множество листов с фамилиями, напечатанными на машинке и выстроенными в столбики по алфавиту. А за каждой из них оборвавшаяся жизнь и страшная судьба. Люди, семьи, глядящие на нас с черно-белых фотографий и подпись «Дело №…». Здесь же и личные истории, лишь малая часть, потому что было их несколько тысяч, никакой выставки не хватит. И среди этого всего, в самом конце емкое сухое слово — «Реабилитация»
Общее количество жертв политических репрессий, подлежащих реабилитации, согласно законодательству начала 1990-х годов составляет 15 млн человек.
А согласно официальным данным комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте РФ в период с 1954 года по начало 2009 года было реабилитировано 5866322 человека (из доклада комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте РФ об исполнении Закона «О реабилитации жертв политических репрессий»)
— Необходимо дополнить, что основным толчком большому террору 1937-1950 предшествовала теоретическая разработка и правоприменительная практика, которая принадлежит основателю-организатору Коммунистической партии Владимиру Ильичу Ленину. Более подробно об истоках большевистского террора поведал летописец народного горя Александр Солженицын в своей книге «Архипелаг Гулаг» — рассказывает Владимир Гаврилович и открывая книгу зачитывает выделенные цитаты. — Расстрел «не может считаться наказанием, это просто физическое уничтожение врага рабочего класса» и «может быть применен в целях запугивания (террора) подобных преступников».
В книге «Большой террор в частных историях жителей Екатеринбурга» опубликована научная статья о сущности советской репрессивной системы. Свое исследование Виктор Кириллов, доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических наук, озаглавил «Узаконенное бесправие» и там довольно много интересных исторических моментов. Вот, к примеру, при формировании первого советского УК 1922 г. Ленин писал министру юстиции Курскому: «Товарищ Курский! В дополнение к нашей беседе посылаю вам набросок дополнительного параграфа уголовного кодекса … основная мысль, надеюсь, ясна … открыто выставить принципиальное и политически правдивое (а не только юридически узкое) положение, мотивирующее суть и оправдание террора, его необходимость, его пределы. Суд должен не устранять террор: обещать это было бы самообманом, а обосновать и узаконить его принципиально ясно, без фальши и без прикрас…»
В целом, по мнению историков, 1937 год стал закономерным и естественным продолжением 1917-го. Октябрьский переворот на самом деле был мятежным захватом власти в России одной партией, открывшим дорогу массовому насилию. После ликвидации большевиками свободы печати, институтов права и собственности в ноябре-декабре 1917 года убийства «классово чуждых элементов» стали только вопросом времени.
Уже через неделю после переворота Ленин намеревался лишать представителей «буржуазии» хлебных карточек и бороться таким образом против классовых врагов (да, речь шла об использовании голода в качестве репрессивного инструмента большевистской власти, о жестокой социальной войне «неимущих классов» против «имущих»).
В конце декабря 1917 года Владимир Ленин написал знаменитую статью «Как организовать соревнование». В которой провозгласил полезность и целесообразность «очистки земли российской от всяких вредных насекомых», включая «клопов», то есть богатых. Одних «насекомых» он предлагал сажать в тюрьму, других — заставлять чистить сортиры. Третьих (после карцера) — превратить в изгоев, выдав им для опознания специальные «желтые билеты», четвертых же — расстреливать через десяток. Ради такой «грандиозной чистки» Ленин предлагал развернуть «соревнование коммун и общин», а наиболее «талантливым» и отличившимся товарищам открывать возможности для карьерного роста.
Тогда эта откровенная статья произвела жутковатое впечатление даже на соратников неистового вождя. Поэтому ее опубликовали в «Правде» лишь зимой 1929 года, накануне сталинской коллективизации, в ходе которой завершилось уничтожение «насекомых» в ленинском государстве. Но замыслы и приоритеты Ленина этот текст характеризовал в полной мере.
Кроме множества иных документов уместно ознакомиться и с письменным указанием Председателя совнаркома Председателю ВЧК товарищу Дзержинскому: «Указание. В соответствии с решением ВЦИК и Совета народных комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады».
Тогда же на базе царского периода разрушались духовные основы, уничтожалось православие как таковое. И потом уже создавались новые законы и суды.
В выставке отмечается, что первыми принявшими на себя удар были казаки. Испокон веков Царская империя держалась пограничной линии только за счет казаков, которые бились по всей кавказской линии. Потому и удар был сделан в первую очередь по пограничным казачьим формированиям. Расказачивание началось с южных республик — это Терское казачье войско, уральское, кубанское, оренбургское и так далее.
— Раскулачивание коснулось и моей семьи, моих предков, — рассказывает Владимир Гаврилович. — На хутор к дедушке и двум его сыновьям приехали на машине, дали несколько минут на то, чтобы собрать узлы, а после посадили всех и увезли. Все хуторское хозяйство было оставлено раз и навсегда. Амбары, дом, конюшня, лошади, овцы — все было брошено. Обратно они больше не вернулись, их перевезли под Уфу, там они строили нефтеперерабатывающий Уфимский завод.
До каких пор в Ревде пробудет выставка пока неизвестно. Ожидается, что прежде, чем отправиться в Дегтярск, она будет доступна к посещению в городской библиотеке, в совете ветеранов, возможно, в педколледже. Предварительная договоренность об этом уже есть. Но график передвижений выставки еще не составлен.
Мне кажется очень логичным было решение начать демонстрацию выставки именно с храма, и Владимир Гаврилович с этим согласен.
— Да, с божьей помощью все получилось, как надо. К тому же за счет субсидий и финансирования из местного бюджета мы закончили строительство памятника, вот имена последних трех священников указанных на нем, — Владимир Гаврилович протягивает мне листок с фамилиями, — И вот список, в нем 380 душ, попавших под этот каток, все они на этом памятнике поименно увековечены, 125 из них расстреляны. Еще в 2007 году, когда формировали общественное мнение о необходимости создания памятника жертвам репрессий, многие говорили: такого не было в Ревде, это напраслина, и нет никакого знакового места. Но все это по незнанию. А еще мне бы хотелось, чтобы у людей, посетивших выставку, сложилось впечатление о том, что место памятнику вождя именно здесь, на одноименной улице. Нет, убирать его не нужно, важно сохранить преемственность, и дать памятнику достойно занять свое логичное место. Ни к чему ломать копья, площадь должна быть иная, время меняется. К тому же, в обустроенном сквере прочно обосновался постамент для установки на нем статуи с площади Победы. Нельзя забывать наше наследие, какое б оно ни было. Вот вам и еще одна цель этой выставки.
Владимир Лихоманов, потомственный казак, атаман хутора «Гусевский»:
Говорить о тех событиях тяжело, но важно. Также как и помнить об этом и передавать эту память потомкам. Я и сам из казаков, и моя бабушка рассказывала, как расказачивали деда из Ставропольского края, как отняли все и переселили из родных краев, отправив на быках в Казахстан, где я и родился. В Казахстане мои предки создавали свои казачьи, деревни, так и жили. Везде были свои жертвы того времени. Теперь это наша история, это прошлое, которое нужно уважать и помнить.
Правление Ассоциации жертв политических репрессий ГО Ревда считает:
«В связи с возникшим расколом в общественном мнении в вопросе благоустройства площади Победы, хотелось бы с помощью Администрации эту областную выставку продемонстрировать во всех городских сообществах и в старших классах учебных заведений»