Это не капризы. Почему возле «Зари 4» появилась (и исчезла) куча отходов
И как не допустить этого в своих садах
Недавно к нам обратился председатель сада «Заря 4» Алексей Карманов. Прислал нелицеприятное фото и подписал: «Сегодня после вывоза отходов обнаружил кучу мусора — водитель мусоровоза выкинул его из контейнера. Это разве нормально?». Мы решили разобраться в ситуации. Выяснилось: не всё так просто, как кажется.
Сначала мы пообщались с Алексеем Кармановым. Он рассказал, что в СНТ «Заря 4» по санитарным нормам невозможно устроить контейнерную площадку, поэтому руководство сада вместе с региональным оператором ТБО «Экосервис», с которым садоводы заключили договор в 2019 году, разработали подходящий и всех устраивающий метод работы. В определённые дни на территории сада устанавливают контейнер, через сутки вывозят. Всё по нормативу и рассчитанному объёму — получается 12,8 кубов за весь период.
В этом году заранее согласовали график вывозов на весь садоводческий период. По словам председателя «Зари 4», так удобнее и самим садоводам, которые точно знают даты вывоза мусора и могут на них ориентироваться, и «Экосервису», который постепенно и наверняка вывозит весь запланированный объём мусора. В мае по новому графику два раза успели успешно вывезти мусор. А потом случилось то, что случилось.
— 21 мая по графику был очередной день вывоза. Установили контейнер, его заполнили в течение суток. 22 мая контейнер забрали, а вскоре на лужайке перед СНТ образовалась куча мусора. Получается, водителю мусоровоза что-то не понравилось, и он его просто выкинул, — рассказывает Алексей Карманов. — Организовал несанкционированную свалку на землях городского округа. Это ведь уже не территория СНТ. А теперь куча мусора лежит, и что с ней делать, непонятно. Но лежать там она не должна.
Чтобы решить эту проблему, председатель «Зари 4» писал представителю ТБО «Экосервис» Эдуарду Гречуку, оставлял несколько заявок в ЕДДС, звонил в УГХ и администрацию. Говорит, отреагировал только замдиректора УГХ Сергей Филиппов, который пообещал разобраться.
— Разговаривал с сотрудниками областного министерства ЖКХ, — рассказывает Карманов. — Правда, пока общались только устно. Чтобы они начали действовать, нужно делать письменный вопрос. А я всё думаю: может, проблема наша решится на местном уровне? У областных чиновников же, наверное, есть и более важные проблемы.
По этой же причине он отложил идею написать письмо главе городского округа Татьяне Клепиковой. Зато в четверг, 26 мая, сходил на прием к председателю Думы Андрею Мокрецову, который тут же набрал телефон директора ТБО «Экосервис» Анны Распоповой и договорился, что этот конфликт они уладят и обязательно дадут разъяснения, чтобы такие ситуации не повторялись.
Утром в пятницу, 27 мая, мусорную кучу от «Зари 4» вывезли.
В ТБО «Экосервис» нам разъяснили: оператор машины оставил на земле не весь мусор, который собрали садоводы, а только оказавшиеся в контейнере куски шифера. И причина на то была весомая: «Экосервис» не имеет права вывозить никакие отходы, кроме твёрдых коммунальных (ТКО). То есть за бортом остаются все строительные отходы, шифер, поликарбонат, бетон, кирпич, автомобильные шины и так далее.
— Это не капризы регионального оператора и не жажда наживы, — подчеркнули представители «Экосервиса». — В соответствии с правилами обращения с ТКО, региональному оператору запрещается в составе или под видом ТКО транспортировать опасные вещества и грузы, к которым относятся все отходы не ТКО.
Кроме того, вывоз таких отходов не входит в стоимость услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Изначальный договор, заключённый с «Зарёй 4», не включает в себя вывоз шифера и любого другого строительного мусора. Чтобы вывезти такие отходы, нужно заключить договор с организациями, которые осуществляют транспортирование, утилизацию и захоронение строительных отходов. И всё это — за счёт того, из-за кого эти отходы появились. Понятно, что лишний раз тратиться не хочется. Но договор соблюдать необходимо, так же, как и знать, что выбрасывать в контейнеры можно, а что категорически нельзя. Иначе подобная ситуация будет повторяться из раза в раз. Потому что у сотрудников и подрядчиков «Экосервиса» тоже есть инструкция, которой они следуют.
Пока мы готовили этот материал, нам написала председатель сада «Рябинка» Анастасия Шахова. И тоже насчёт «Экосервиса»:
«Мы заключили договор в 2022 году, а нам предъявляют счета за 2019-2021года. Написала протокол разногласий, в ответ получила протокол урегулирования разногласий, где наши разногласия по поводу счетов за 2019-2021 года опять не учли. Почему СНТ должно платить за неоказанные услуги прошлых лет? Я звонила и писала в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, но ответа не получила».
Этот вопрос мы также передали регоператору. Вот его официальный ответ:
«В соответствии с федеральным законодательством, садовые товарищества, как и любые другие юридические лица, обязаны заключить договор на обращение с ТКО с ООО «ТБО «Экосервис». В случае, если потребитель не обратился с заявкой на заключение письменного договора, услуга оказывается на условиях типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1156 от 2016г.
Вывоз ТКО в Ревде осуществляется с 1 января 2019 года как с контейнерных площадок, так и помешковым способом. Уклонение председателей СНТ с 2019 года от заключения договора с ООО «ТБО «Экосервис» не свидетельствует о неоказании услуги и не освобождает от оплаты оказанных услуг».