Яндекс.Метрика
Автор:
Александр Зиновьев
Подробности

Дарим детям добро. И сладкую вату. 25 лет ревдинскому центру «Данко»

Как он живёт?

26 октября 2022
449

22 октября социально-реабилитационному центру «Данко» исполнилось 25 лет. В пятницу работники и воспитанники отметили праздник в ресторане «Каре». За эти годы в стенах центра нашли свой дом 1500 детей. И жизнь у них отнюдь не скучная — частенько ребята выбираются в путешествия, которые им организует команда ревдинских предпринимателей и волонтёров. Мы пообщались с директором «Данко» Еленой Щербаковой и организатором поездок ребят из центра Юлией Шадриной о том, как живёт сейчас «Данко», чем занимается и что для ребят круче — зоопарк или дельфинарий.

Педагог Ульяна Чебыкина работает с детьми. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Почему «Данко»?

Социально-реабилитационный центр «Данко» существует с 1997 года. Его работу определяют два слова — социальный и реабилитационный. Социальный — относится к учреждениям социальной политики, а реабилитационный — занимается реабилитацией ребят, адаптирует их к нормальной жизни. А с чем связано название — никто не знает. Версии разные.

— Это название было ещё до того момента, как я пришла сюда работать, — рассказала директор «Данко» Елена Щербакова. — Я начала работать здесь с 2001 года. Почему-то мне вспоминается, что в 90-х был такой певец — Данко. Кто-то связывает с Максимом Горьким и «Старухой Изергиль». Точного ответа нет.

За 25 лет через «Данко» прошло 1500 детей. И только 550 из них остались жить в Центре. А сейчас живут 24 ребёнка — кровати заполнены все.

— Это те дети, у которых родители либо умерли, либо были лишены родительских прав, — объясняет директор. — Мы в любом случае стараемся таких детей устроить в замещающие семьи. Те, кто проживает до 18 лет у нас — это единицы.

И выпускники не теряются — постоянно контактируют с «Данко», помогают и приходят в гости.

Было — стало

25 лет назад «Данко» занимался в основном детьми, которые жили в Центре. Сейчас это лишь одно из направлений, которых огромное множество.

— Это и работа с детьми-инвалидами, и сопровождение замещающих семей, и профилактика отказов от новорождённых— рассказывает Елена Щербакова. — Также мы работаем со всеми семьями, которые состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, либо в полиции.

Каждого выпускника специалисты центра стараются максимально подготовить к самостоятельной жизни. Если у выпускника нет своего жилья, то его ставят в очередь на квартиру, помогают в трудоустройстве или стараются предоставить временное жильё — общежития. Ребятам стараются показать, что жизнь — это не уличные разборки, мелкие кражи и прочая «бандитская романтика», а внимание, интерес, забота и любовь.

Распорядок дня такой. Сначала школа (кто учится в ближайшей 4-й школе, те идут пешком, а остальных отвозят на машине), домашнее задание и кружки. Для воспитанников «Данко» все кружки бесплатные. И бассейн тоже. Благо, сейчас много возможностей организовать какие-то массовые мероприятия.

— Мы устраиваем различные мероприятия, чтобы показать ребятам то качество жизни, которое есть у других детей, — рассказывает Елена Щербакова. — Очень много путешествуем, посетили много достопримечательностей — Оленьи ручьи, зоопарк, дельфинарий. В общем, досуг у нас разнообразный. Также у «Данко» есть лицензия на педагогическую деятельность, и мы работаем в кружках. В основном, наши ребята занимаются ИЗО.

Сложилась команда

Со спонсорской помощью удалось организовать для «Данко» праздник в ресторане «Каре». Там было всё — торт, арбуз, всякие вкусности. Фото предоставлено Юлией Шадриной

В этом году воспитанники «Данко» были в конном клубе, в дельфинарии и зоопарке. Эти поездки помогает организовывать команда предпринимателей и волонтёров.

— Я решила заняться помощью детям 7 лет назад, — рассказывает одна из них Юлия Шадрина. — Решила, что буду дарить им радость. Поездки у нас с каждым годом всё шикарнее — раньше ездили вокруг Ревды, а сейчас посетили Дельфинарий, зоопарк, на Коровашке были перед 1 сентября. Мне запоминается каждая поездка. В каждой у нас есть что-то новое и более интересное. Мы ведь не ездим два раза в одно и то же место, а всегда стараемся разнообразить наши путешествия.

Команда довольно большая, но основные её участники — Юлия Шадрина и Александр Сумароков. Они занимаются помощью детям уже два года.

— Саша Сумароков — добрый человек, я такая же, и мы смотрим в одну сторону, — говорит Юлия Шадрина. — Есть много людей в Ревде, которые говорят, что этим не надо заниматься, не идёт на пользу детям и тому подобное. А у нас сложилась команда, и мы быстро решаем абсолютно все вопросы. Я могу написать в любое время, что придумала поездку куда-нибудь, а Саша тут же ответит, что автобус уже оплачен. Нет никаких сложностей, всё легко. Иногда только подумаешь о чём-то, а он уже сделал.

Для ребят из «Данко» такие поездки — новинка. До этого они редко покидали Центр. Бывали даже такие случаи, что дети удивлялись тому, что едут куда-то на автобусе.

— Мы единственные начали возить ребят из «Данко», — рассказывает Юлия Шадрина. — Раньше все ездили только к ним — проводили мастер-классы, шоу-программы. Ребята не видели ничего кроме Центра. Доверие к нам высочайшее — мы всё делаем вместе. Дети ждут нас, постоянно спрашивают, когда и куда мы поедем. Мы в таком тонком и тесном контакте с «Данко», что они могут написать нам в любое время, а мы сразу поможем, чем сможем.

Со спонсорской помощью сделали и праздник для ребят. В этом помогли предприниматели Алексей и Мария Бариновы, Денис Русалёв, Руслан Бубнов и Елена Немчинова. «Сделали абсолютно шикарный праздник. Я даже не ожидала, что получится так хорошо», — говорит Юлия Шадрина.

Сейчас «Данко» уже ищет спонсоров для организации новогоднего праздника.

Как ребята обретают семьи

Дети попадают в «Данко» по-разному. Кого-то находят на улице ночью — не удаётся сразу установить личность, либо родителей нет дома, либо они в неадекватном состоянии — ребёнка забирают до выяснения обстоятельств. Если у ребёнка умерли родители, то он тоже попадает в Центр. Если семья состоит на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, и ситуация стала критической, то стараются как можно скорее оградить ребёнка от такой семьи. Главное — его жизнь и безопасность. В «Данко» стараются обращать внимание на все сигналы и работать на упреждение.

— Все семьи так или иначе, которые проявили себя с не очень хорошей стороны, состоят на учёте, — объясняет Елена Щербакова. — Каждый, кто привлечён к этой работе, пишет нам письмо о конкретной семье, и мы на неё тут же выходим и смотрим, какую реабилитацию мы можем провести, не доводя до того, чтобы ребёнок попадал к нам.
Кроме того, обращают внимание и на сигналы из роддомов и женских консультаций — если женщина хочет отказаться от ребёнка, то с ней сразу же работают специалисты. Если женщина не приходит на плановые осмотры по беременности в женскую консультацию, когда срок достаточно большой — это тоже сигнал к действию.

— Бывает так, что при выписке из роддома у женщины нет ничего, — делится Елена Щербакова. — Мы собираем и предоставляем набор для новорождённого, а наш специалист его приносит нуждающейся, если есть необходимость. Если нужно, мы предоставляем коляски и кроватки. Если нет возможности вернуть, то выдаём безвозмездно. Плюс часть помощи принимаем и от ревдинцев.

Передача ребёнка в семью происходит только через управление соцполитики. Человек, который хочет взять ребёнка в семью, не может быть просто человеком с улицы — он обязательно должен пройти школу приёмных родителей и медкомиссию. В управлении могут предложить кого-то из детей: показать фотографии, рассказать о его жизни, как он попал в центр, какой у него характер, склад ума.

— Далее мы организуем встречу кандидата с ребёнком, — объясняет Елена Щербакова. — Если надо — ряд встреч, если надо — гостевой режим, то есть ребёнок может идти в гости к этому человеку.

Если всё хорошо, то у ребёнка появляется родитель. И всё хорошо.

25 лет — много или мало?

В рамках акции «Собери ребёнка в школу» ревдинцы и «Детский мир» принесли очень много канцелярских принадлежностей — обеспечили практически на весь год. Фото Владимира Коцюбы-Белых

25 лет — срок довольно большой. За это время в «Данко» видели разное. Но сейчас считают, что главный негативный фактор у детей — обилие «злого» интернета.

— Очень много детей, у которых есть опыт совершения правонарушений, — рассказывает Елена Щербакова. — Кроме того, очень многие дети склонны к самовольным уходам: живя в семье, они убегали из дома, и их искала полиция. Сложность в нашей работе — это множество подростков с отклонениями в поведении. На это влияет негативный контент в сети.

Но есть и положительные стороны — удалось наладить отношения с городскими организациями, заводами, предпринимателями, властями. Сейчас «Данко» активно участвует в акциях помощи детям из неблагополучных семей. Главными считают две — новогоднюю «Исполнение желаний» и предшкольную «Собери ребёнка в школу».

— К Новому году дети пишут письма, а мы ищем спонсоров, которые исполняют детские желания, — рассказывает Елена Щербакова. — Мы собирали в прошлом году письма от детей из неблагополучных семей. Всё, что они пожелали, люди купили и принесли, а мы вручали эти подарки на нашей ёлке. Глаза у ребят горят, эмоции и радость на лицах. И люди даже не сомневаются, что подарок дойдёт до адресата — мы потом предоставляем фотоотчёт. Вторая акция — «Собери ребёнка в школу». В этом году мы помогли 32 семьям. Не только сами — нам помогли жители Ревды и магазин «Детский мир». Было передано очень много канцелярских товаров, гигиенических средств. Отклик от людей очень большой.

Помогают «Данко» и вне акций — просто так. В Ревде очень много неравнодушных людей, и их стараются привлекать. Есть уже и постоянные волонтёры — некоторые из них помогают анонимно. Иногда бывает, что ревдинцы звонят и предлагают помощь, когда нет никаких острых потребностей. Тогда просят вещи, которые не срочно нужны, но желательны. Так, например, в «Данко» появился аппарат для сладкой ваты. Мечта ребёнка, не иначе. Праздники становятся ещё более яркими, а дети счастливыми.

К сожалению, главная мечта работников «Данко» — чтобы дети росли в нормальных благополучных семьях и не попадали в Центр — пока утопия. Но работники стараются сделать всё, чтобы ребята чувствовали себя любимыми и нужными. И уверены, что хорошо справляются.

— Вообще у нас есть всё необходимое, — говорит Елена Щербакова. — Хочется лишь больше ярких моментов, впечатлений, чтобы поездки наши были ещё более красочными. Бывает такое, что не сразу понятно, какой подход найти к ребёнку, пришедшему из плохой компании или неблагополучной семьи. И эти поездки помогают нам показать ребятам нормальную жизнь — без негатива. Некоторые ребята в наших путешествиях даже говорят, что хотят быть как Саша Сумароков — такими же целеустремлёнными и волевыми. И чем больше будет таких совместных поездок и позитивных мероприятий, тем больше детей мы вернём к пониманию того, что такое нормальная жизнь.

Комментарии
Авторизоваться