Через тернии к Шунуту
Как прошло зимнее «Восхождение», и почему оно не стало лёгкой прогулкой
«Мы тут погибнем», — иронично смеются организаторы зимнего восхождения. И в этой фразе была лишь доля иронии. На тайгу уже опустилась ночь, а на раскисшей дороге, в глуши, в нескольких километрах от трассы в промоинах застряли десятки автомобилей. В какой-то момент действительно повисло ощущение, что мы встали тут намертво… «Восхождение на Шунут» в этом году получилось по-настоящему экстремальным. Теплая погода и поздняя зима сделали путь к вершине жесткой полосой препятствий, которую смогли пройти не все. Но при этом внедорожная прогулка подарила сотням участников крутейшие эмоции. И нам тоже — ведь мы это «Восхождение» совершили тоже.
.jpg)
Шунут-бан — так дорогу на знаменитую ревдинскую вершину называют любители внедорожных приключений. У клуба «Шунут 4х4» есть давняя традиция — в декабре совершать «Восхождение». Это не соревнование, а прогулка, чтобы «протоптать» дорогу на всю зиму к вершине другим туристам. В этом году на заезд заявилось более 200 машин. Организаторы неделей ранее сделали тестовое восхождение и предупредили участников сразу — будет непросто.
В субботу, 13 декабря, джипперы всея Ревды и области начали собираться у торгового центра «Камео» к 9 утра. Стоянка за несколько минут заполнилась разнокалиберными внедорожниками — от отечественных до иностранных, от простеньких до максимально «упакованных» (это которые на огромных колесах, с высоким клиренсом, с лебедками, фонарями на крышах, в общем, полный офф-роуд).
Меня пристроили в машину к организатору Илье Шашмурину. Он опытный «шунутовец», на восхождение отправился вместе с женой Анастасией на своей боевой «Ниве». Мы вместе должны были направиться к вершине в числе первых.
.jpg)
В 9:20 из Ревды к Мариинску отправилась длинная колонна внедорожников. Именно около села начинается самый популярный Шунут-бан. Есть к вершине еще несколько подъездов — через Краснояр и через Гусевку. Некоторые джипперы решили поехать там и, как оказалось, напрасно.
У «Восхождения на Шунут» есть четкий порядок. Сначала колонна доезжает до Шунут-бана. Далее — все «травятся», это обязательный процесс. Водители спускают давление в колесах, чтобы не «резать» дорогу, а как бы приминать. Первыми на восхождение отправляются легкие внедорожники — стоки. А дальше — тяжелые и самые тяжелые автомобили.
.jpg)
Но в этот раз одним из первых на путь к вершине вышел «Макар» — огромный арктический внедорожник, который производят в Екатеринбурге. На нем поехали воспитанники социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. «Шунут 4х4» недавно начал дружить с «Данко» и на свои приключения берет детей. Те же едут с огромным удовольствием.
Итак, «Восхождение на Шунут» 2025 года началось примерно в 10 утра.
Мы с Ильей и Анастасией двинулись вместе со стоками одними из первых, вслед за «Макаром».
— Летом тут проехать гораздо сложнее, — рассказывает Илья Шашмурин. — Но мы проезжали. Зимой же особых проблем возникнуть не должно. Самый сложный участок будет в начале — это река Павлушка. Она не успела замерзнуть, поэтому дорога может быть размыта. Скоро до нее уже доедем.
.jpg)
Всего до Шунута, по словам Ильи, ехать минут 40, если на небольшой скорости. Но дорога разогнаться и не позволит. На сложных участках Шунут-бана дежурили «маршалы» — организаторы восхождения, участники клуба. И до первого такого участка — до Павлушки — мы доехали без проблем. Здесь «маршалы» прям показывали водителям, где лучше всего ехать. Пропускали по одному автомобилю. Проехал — молодец. Только путь становится сложно проходимым — находят новый и ведут колонну туда.
Илья на своей «Ниве» форсировал Павлушку вообще без вопросов. На этом, казалось бы, сложности и должны были закончится. Но как же сильно все заблуждались!

После реки, проехав буквально пару сотен метров, мы уперлись в пробку. Впереди в одной из промоин начали застревать автомобили. Хотя раньше в этом месте проблем не возникало. Это был очень показательный момент того, как должны работать «орги» восхождения.
Мы добрались до промоины. Илья парканулся рядышком и начал помогать проезжать другим авто. Дорога по центру размыта. Илья прошел, посмотрел, наметил объездной путь. Дальше буквально вызывал автомобили на себя и указывал, где съезжать обратно на дорогу. Подготовленные джипперы проскакивали довольно легко. Менее упакованные автомобили иногда застревали. Их либо тягали соседи, либо водители «лебедились» — разматывали лебедку, привязывали себя к дереву и вытаскивались из промоины.
.jpg)
Так мы проследили за прохождением пары десятков джипперов. Как только стало понятно, что дорога накатана, двинулись дальше. В целом, одно из главных правил экстремального восхождения — не оставлять в беде другие машины. Проехал сам — притормози, подожди, пока этот сложный участок проедет следующий. Чтобы никто не остался застрявшим.
— Ну, вроде дальше точно не должно быть таких промоин, — садясь в «Ниву», выдохнул Илья.
Но они были. Мы частенько вставали в пробку, шли вперед смотреть, что случилось. Все это время работала рация — на одной волне переговаривались организаторы, на другой все участники прогулки. Так что информация о заторах летела и с одной стороны, и с другой.

— Третью лужу обходите справа, не лезьте в лужу, она глубокая. На объезде будет диагональ — аккуратнее, — рапортуют в рации.
Третья лужа и правда была несравнима с предыдущими. Широкая, глубокая, в ней плавали солидные глыбы льда. Мы застали одного джиппера, который под аплодисменты собравшихся все-таки смог ее преодолеть. Тут же стояло авто, водитель которого при форсировании повредил колесо. Для него восхождение было окончено.
.jpg)
Таких внедорожников было довольно много. При нас при проезде промоины водитель «УАЗа» зацепил ухаб, что-то хлопнуло, из-под днища полетели искры. Оказалось, что у внедорожника отказал задний привод. Дальше ехать было нельзя. Экипаж развернулся домой.
До «поляны» (место общего сбора) в итоге мы ехали три часа. Часто останавливались, помогали проезжать, сами преодолевали промоины и разлившиеся речушки. Илья признался, что такого не было даже на летнем восхождении. К слову, сам Илья на «Ниве» преодолел все препятствия без проблем. Тут мои аплодисменты и маленькой (по сравнению с другими), но вездеходной машине, и профессионализму Ильи.

Все участники, кто смог доехать, собрались на поляне только к 14 часам. Почти сразу начали смеяться: «А как же мы поедем обратно?» Ведь после проезда сотни машин Шунут-бан явно лучше не станет. Да и тепло было на улице — всего -3. За несколько часов дороге попросту не схватиться.

Но мысли о будущих сложностях отложили на потом. Ведь «Восхождение на Шунут» окунулось в очень крутую атмосферу зимних походов. Тут и там зашипели углями мангальчики, начали жариться шашлычки. Многие участники приехали с детьми. Ребятишки валялись в снегу, кидались снежками. На поляне стояли шунутовские шатры, играла музыка. А в больших казанах специально для участников бесплатно варили солянку и фирменные пельмени — это отдельная традиция «Шунута 4х4». Забегу вперед и скажу, что пельменей и супа хватило всем!

Была и развлекательная программа. На поляну приехал ведущий, который провел спортивные соревнования для желающих, конкурсы, организовывал танцы. Здесь же провели награждения и розыгрыш призов от партнеров восхождения. В центре поляны развели огромный костер. В конце под гимн клуба запустили салют. Получился классный субботний зимний праздник для любителей леса и походов.
.jpg)
Отдельно хочется сказать о людях восхождения. Тут были джипперы и из Ревды, и из Первоуральска, и из Екатеринбурга, из других городов области, и даже из Тюмени. И все эти люди — такие классные! Да, кто-то оставил по дороге бампер или влетел на ремонт автомобиля, но тут все смеются, общаются, обращаются к тебе так, как будто вы знакомы много лет. Какой-то завораживающий дух единения!
.jpg)
Вот на капоте оранжевого внедорожника стоит совсем кроха — Артемка, ему нет и двух лет. Спрашиваю у родителей мальчишки Вячеслава и Юлии Меланиных — не жалко такого маленького в лес везти? «Нееееет!» — протягивают они.
— Юля беременная была, мы ездили на внедорожные прогулки. Первый раз Артемка поехал на природу, когда ему было два месяца, — рассказывает папа. — Мы ездим уже лет 15. Машину я взял специально под лес пять лет назад за 50 тысяч. И вложил в нее…
— Пару миллионов?
— Ну типа того, — смеется Слава.

В глубине поляны рычали моторы квадроциклов. На них почти весь день катали ребят из «Данко». Приехало семь человек 14-17 лет — четыре мальчика и три девочки. Некоторые из них даже сами порулили квадроциклами.
— То, что они поедут на «Макаре» — это был сюрприз, — улыбается воспитатель центра Елизавета Фербер. — Они думали, мы на автобусике поедем. А в итоге на вездеходе! Ребята очень довольные! «Шунут 4х4» — чудесные люди! Они неожиданно появились, но так классно себя проявили. Очень помогают, и такие выезды устраивают. Мы очень довольны этой дружбой! А ребята особенно!
.jpg)
Кстати, не все доехали до вершины на внедорожниках. Семья Исаевых, например, приехали на квадроцикле. Они весь день гуляли в смешных шапочках, зовут супругов Евгений и Евгения.
— Мы из Первоуральска, приехали с «Шунутом» второй раз. А так всегда любили лес, часто ездим в походы.
— Как вам атмосфера, нравится? — спрашиваю я.
— Неа, — смеется Евгений.
— Именно поэтому мы во всех конкурсах и участвовали, на все согласны, поем и танцуем, — подхватывает Евгения.
.jpg)
К 18 часам салют отгремел и большинство джипперов поехали в обратный путь. Организаторам предстояло собрать шатры, все погрузить в грузовик. На обратную дорогу нас осталось шесть машин, решили ехать одной колонной, чтобы помогать друг другу. Вниз мы выдвинулись около 20 часов.
Больше половины пути мы ехали прям хорошо. Да, были промоины, но организаторы люди опытные. Была надежда, что все участники восхождения за время, пока мы собирались, разъедутся. На одной из больших промоин внедорожник одного из организаторов все-таки застрял. Пока его тянули, со стороны трассы к нам выехали квадроциклы. Водители сообщили, что впереди большая пробка из тех, кто уехал несколько часов назад. Мол, все сильно сели в промоинах.

Начали думать, как ехать. В сторону Гусевки не вариант — те, кто утром поехал по той дороге, к поляне выехали лишь в 20 часов. Через Нижние Серги — никто не знает дороги. Через Платониду — там дальше болота и ручьи.
— Мы тут погибнем, — иронично засмеялись организаторы. — Выедем часа к 4 утра видимо. Так, в любом случае едем вперед, вытаскиваем, кого сможем, там будем думать, каким путем ехать.

Пробку мы настигли быстро. Несколько неподготовленных машин «барахтались» в промоинах. Ну и не все могли форсировать Павлушку. Ну то есть трасса — вот она, буквально в километре.
Организаторы с другими участниками смогли растолкать внедорожники, пропустить и вытащить сначала неподготовленных, а потом по проторенным дорожкам проезжали все остальные. Форсированием Павлушки руководили, буквально, руками и фонариками, сопровождая проезд каждого автомобиля. Потихоньку, но методично и без паники.
Мы последними выехали из леса к трассе на Мариинск. На часах — 23:30. Все уставшие, грязные, но счастливые. Ощущение, что для джипперов вот такое приключение — с поломками и застреванием — даже лучше, чем спокойная прогулка к вершине. Уверен, что «Восхождение-2025» многим запомнится надолго. Нам — точно. Лично от меня еще раз большое уважение Илье и Анастасии Шашмуриным из Ревды и их «Ниве» за профессионализм и выдержку. Да и всем организаторам «Восхождения»! Ведь вы провернули огромную работу. Вы большие молодцы!
А поедем ли мы снова после такого восхождения, если нас «Шунут 4х4» позовет с собой? Естественно!

телеканал «Единство»